Антропологические игры, это такие игры, в которые мы играем даже тогда, когда не знаем, что играем в игры...        Flavius Claudius Iulianus (из не написанного)

Меню сайта

Категории раздела
Сундук Блэкборда. [33]
Бумаги, картинки, кино.

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1192

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Авторские статьи. » Сундук Блэкборда.

Автореферат. Часть 1.
10.02.2011, 04:06

                                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования.

Теории различных коммуникативных практик являются принципиально важным, базовым разделом в истории культуры человеческих обществ. Изучение этих теорий реализует один из ведущих исследовательских подходов в исторической культурологии. Познать природу сложнейших по своему содержанию современных коммуникативных явлений невозможно без изучения их традиционных форм.

В настоящее время современная наука, как и ранее, изучает различные способы и инструменты коммуникативных взаимодействий. Основными из них являются звук (речь, сигнал), графическое изображение (письменность) и жест (движение). Однако жест в этой тройке является аутсайдером.

В отличие от речи и письменности, которые взаимно конвертируемы и устремлены к жёсткой смысловой привязанности, жесту не свойственно иметь какого-либо аналога лексического, грамматического, фонетического или смыслового  упорядочивания. Однако мы знаем, что ни один оратор или педагог без жеста в своей работе  не обходится. Что он означает, тот или иной жест? – Неизвестно. Почему человек жестикулирует? – Непонятно. Но мы принимаем жестикуляцию как должное. – Почему?

По сравнению с историей развития речи и письменности, история теории жеста, как полноправной системы,  не освещена наукой в достаточной степени даже через традиционные эзотерические практики, логические основания которых гораздо меньше интересуют современного исследователя, чем их эстетическая форма и практико-бытовое  толкование.

Наука глубоко озабочена проблемой оптимизации способов передачи информации (не менее, чем любое традиционное общество), однако опыт традиционных двигательных систем древности  упорно воспринимается исследователями в качестве ритуального либо оздоровительного действа и игнорируется, как семиотическая практика.

В данном случае я подразумеваю китайские гимнастические традиции и то, из чего они произошли.

Последние современные опыты в нейрофизиологии показывают, что протоязыком человечества был язык движений, а инструментом этого языка – человеческое тело. К этим выводам пришли американские специалисты, директор лаборатории кафедры психологии, нейронауки и поведения в Университете МакМастера в Онтарио Стивен Браун и профессор кафедры психологии в Шеффилдском университете в Англии Лоренс Парсонс, исследуя всего лишь феномен танца, строго говоря, рудимента доречевых  моделей передачи информации.

Учёные выдвинули гипотезу «телесной перкуссии», согласно которой танец развился изначально, как процесс извлечения звуков. Но, в отличие от звука, танец имеет огромный потенциал для изображения и подражания, что указывает на его возможность играть роль ранней формы речи. При выполнении испытуемыми любых двигательных заданий в исследовании (речь идёт о томографических опытах), была замечена  активация области правого полушария, симметричной по отношению к области Брока левого полушария. Область Брока расположена в лобной доле, и, согласно классическим представлениям, ее связывают с произнесением речи. В последние десять лет было выявлено, что область Брока содержит представительство рук.

В дополнение ко всему результаты опытов американских учёных показали, что и движения ногами активируют правополушарный гомолог области Брока, что также служит доводом в поддержку теории о «прото-танце», появившемся в древности как форма репрезентативной коммуникации.

Отечественная наука проявляла интерес к подобным проблемам давно.

В 1978 году в России была издана книга «Чёт и нечет»  Вяч. Вс. Иванова, где прикладной ракурс двигательной проблематики раскрывался через описание педагогического опыта в обучении глухонемых и слепых людей, в котором изначальным и единственным средством коммуникации являлось лишь человеческое тело.

При этом важно подчеркнуть, что двигательные системы коммуникаций не являются сугубо культурным, человеческим изобретением. Двигательный принцип общения можно наблюдать и в мире иных биологических форм.

Энциклопедическая картина на тему коммуникативно-двигательных схем для обмена информацией у животных и живых организмов представлена  Вяч. Вс. Ивановым в его четвёртом томе семиотических исследований.

Упомянутые исследования косвенно подтверждают так называемую жестовую теорию эволюции речи, сторонники которой настаивают на том, что речь изначально возникла как жестовая система, и лишь позднее стала звуковой.

Китайская традиция предлагает нам целые смысловые системы, развившиеся из опыта внеречевых коммуникаций; целую философскую парадигму, берущуюся обосновать их преимущество и место в культуре создания контакта; целые «словари» семиотических корреляций, служащих для, условно выражаясь, перевода на язык графики,  чисел и речи семиотических форм того или иного двигательного комплекса «таолу». И семиология этого, к сожалению, не замечает.

История практики толкования двигательного набора как осмысленного семиотического текста принадлежит ещё дописьменной традиции, глубоко уходящей своими корнями в метафизическую даосскую или сяньскую концепцию тела, как микрокосма.

С точки зрения, коммуникационной и семиотической, наука полностью игнорирует значение китайских двигательных систем. А их историческая практика и причины для предпочтения именно  таких  форм сообщения, а не каких либо ещё,  крайне мало осмыслены и изучены. Менее всего изучена причина факта стремления  избавиться от посредничества развившихся позже средств  коммуникации между адресатом и адресантом. Где посредниками явились: речевое смысловыражение, письменность и знаковая атрибутика, выражаясь языком франко-европейской философии – «симулякры», пытающиеся фиксировать смысл той или иной сингулярной точки, отображая лишь её нонсенс (в терминах Жиля Делёза из работы «Логика смысла»).

Создание "посредника" разрушает идею коммуникации человека с чем-то, кроме "посредника", который, разумеется, забирает себе немалый "процент" от смысла передаваемой информации.

Пафос двигательных теорий таков, что исключая «рукотворных» посредников, адресант оптимизирует сам процесс передачи содержания смысла от микрокосма к любой области макрокосма и обратно, где микрокосмом является человек - тело в широком, даосском понимании.

Главная цель такой эзотерической коммуникации, конечно, минимизация смысловых потерь при обмене и усвоении информации.

Помня о том, что наука в данном проблемном поле преследует аналогичные цели, изучение семиотического потенциала традиционных двигательных систем, как альтернативной  культуры создания сообщения, на примере китайской гимнастической традиции, практически,  методически и теоретически актуально.

Объект исследования.

Культурные, исторические, метафизические, семиотические и концептуальные мотивы китайской гимнастической традиции.

Предмет исследования.

Семиотика двигательных систем в доречевой коммуникации.

Цель исследования.

Определить теоретические принципы и технические элементы практических моделей создания осмысленного сообщения в доречевой коммуникации на базе культурного материала, связанного с практиками китайских гимнастических традиций.

Задачи исследования:

  • Определить состояние проблемы путём анализа археологических данных; исторической и научной литературы;
  • Найти методический подход  для исследования смыслового содержания «языка» двигательных систем в китайской культуре.
  • Определить круг культурно-семиотических, археологических и литературных свидетельств, косвенно или прямо подтверждающих использование двигательных практик, как основного средства коммуникации в среде социальной группы так называемых «сяней», чьё мировосприятие легло в  основу создания всей последующей даосской традиции отрицания слова, как инструмента передачи истины.
  • Проследить связь структурно-логического принципа построения «И-цзин» (Книги       перемен) и принципа построения сообщения в двигательно-семиотическом комплексе «таолу».
  • Выяснить зависимость позднего прикладного значения двигательных  систем от трансформации самой даотической доктрины.
  • Определить формы возможного использования двигательных доречевых практик в современных средствах коммуникации.
  • При оценке эзотерической практики ввести дифференцированный подход относительно  передачи, восприятия, создания и хранения информации для двух различных зон коммуникативных взаимодействий (зоной межчеловеческого общения и зоной общения человека с окружающими его пространственными формами).     

Гипотезы исследования:

  • Двигательные комплексы китайских гимнастических наборов «таолу» являются производными от древних семиотических сообщений, которые использовались в ходе коммуникационных процессов периода культуры доречевых практик.
  • Гимнастические комплексы «таолу» могут быть интерпретированы как наборы элементов осмысленных и ранее читаемых текстов, относящихся ко времени использования доречевого способа общения.
  • Техника доречевых способов выражения смысла с помощью тела могла эволюционировать до очень высоких степеней развития. Искусство владения телом в такой практике определяло границу понимания адресанта адресатом. Эволюция интеллекта при этом не могла ничего терять. Язык тела был изощрён на столько, на сколько оказывалось изощрённым умение мастера выражать при помощи него тончайшие смысловые категории. После того как речь стала доминировать в человеческих обществах, возник конфликт, связанный с проблемой хранения смысла. До того смысл не хранился, а как бы передавался от одного человека к другому. Нельзя было описать действие или предмет, но можно было это показать, образно выражаясь,  через конфигурацию их подобий в микрокосме, т.е. теле. Речь, а за ней и письменность, явились как бы хранилищем смысла, который, однако, в них не сохранялся, а претерпевал всяческие метаморфозы, поскольку ни речь, ни письменность микрокосмом в модели мира не являлись. Но речь оказалась удобным подспорьем в бытовом и физическом плане, что и определило её успех. Язык тела же перестал быть языком, а приобрёл иные, более профанические  назначения (оздоровительные, боевые, ритуальные). И в некоторых культурах сохранил даже часть своей технической мощи (китайские гимнастические практики). Однако проблема хранения смысла не исчезла. Смысл вещей и событий всё также не хранился в фонетическом или графическом знаке,  а превращался из истины в ложь и наоборот. От этого возникли проблемы политического, социального и коммуникационного плана.
  • Такой кризис произошёл примерно в первом тысячелетии до нашей эры на территории древнего Китая. Его проблематика легла в основу древнекитайского текста «Дао-дэ-дзин» (2-3 век до н.р.), где каждая фраза пропитана ностальгией  по уходящему за рамки опыта старопарадигмальному  способу отношений к смыслам данного нам в ощущениях мира.
  • Гипотеза основана на данных полученных в результате методологии  междисциплинарного подхода.

Методологической основой исследования является междисциплинарный подход.

  • Он заключается в комплексном исследовании проблемы двигательной семиотики с использованием данных современной нейрофизиологии, археологических   и  литературных источников, а также - в исследовании традиционных двигательных практик и даотических теорий древнего и позднего Китая.
  • К исследованию привлечены современные синологические материалы отечественных и зарубежных специалистов.
  • Нейрофизиологическая теория о первичности двигательных средств создания сообщения относительно речевых была использована и нашла своё подтверждение в культурно-семиотическом исследовании.

Методы исследования включали:

Эмпирический подход к историческому и археологическому материалу.

Логический подход к анализу литературных источников метафизического и философского плана.

При анализе текстов использовались элементы структурно-лигвистической и культурно-семиотической методологии.

Этапы исследования.

На первом этапе анализировалось современное состояние проблемы, ставились цели и задачи исследования, выбирались методические подходы, разрабатывались и отлаживались оригинальные экспериментальные методики исследования, проводились экспериментальные исследования локального характера, а именно: структурно-логический анализ «Дао-дэ-цзин» и ряда других литературных памятников раннего даосизма.

На втором этапе проводилось экспериментальное исследование - анализ смыслового содержания комплекса форм «таолу».

Надёжность и достоверность результатов обеспечивалась адекватным выбором и детальным освоением используемых методов, тщательным планированием и организацией структуры логического построения, контролем условий его осуществления, использованием надёжных статистических критериев для оценки значимости результатов и апробацией результатов работы путём смыслового анализа двигательно-семиотического комплекса.

Научная новизна исследования:

Впервые физические комплексы упражнений, представленные нам китайской культурной традицией, рассмотрены как прямое наследие сложных семиотических моделей создания сообщения периода доречевых коммуникаций.

Была осуществлена попытка новой смысловой интерпретации содержания элементов традиционной китайской двигательной модели «таолу», при помощи семиотических ключей  «И-цзин».

Впервые «Дао-дэ-цзин» интерпретирован как документ, отражающий конфликт двух парадигм культуры создания информации.

Теоретическое значение работы.

Полученный экспериментальный материал позволил обнаружить основные подходы по созданию информации в практике доречевого коммуницирования. Эти подходы осознанно  исключают возможность посредничества какого-либо коммуникационного инструмента между человеком и окружающим его миром, а соответственно - и между человеком и человеком, где достоверность информации обеспечена её носителем и источником – человеческим телом.

Практическое значение работы

В случае углублённой реконструкции всей системы доречевых моделей сообщения,  возможно её широкое использование в обучающих программах; историческом исследовании; в педагогике, психологии, политике и даже зоологии.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Заключения нейрофизиологических исследований о назначении двигательных функций танца, как ранних доречевых способах создания коммуникации, к которым пришли  американские учёные Стивен Браун и  Лоренс Парсонс, могут быть подтверждены культурно-семиотическими исследованиями в  области изучения китайской гимнастической традиции, её метафизических основ и соответствующего историко-культурного материала.
  2. Традиционные китайские гимнастические практики являются результатом трансформации доречевых форм коммуникации.
  3. Такой способ осуществления коммуникации являлся не только звеном в цепи эволюции речи, но и довольно долго был её  альтернативной формой, имел логико-философские основания своих практических преимуществ и претендовал стать основой иного культурно-исторического развития человечества.
  4. До настоящего времени в китайских гимнастических комплексах «таолу» сохранены и распознаваемы фрагменты информации, относящиеся к поздним этапам использования человечеством осмысленных доречевых двигательных практик при создании сообщения.
  5. Метафилософской основой этих практик являлось исключение условного фонетического, графического или иного имени для явлений и вещей, как уничтожающего их истинное смыслосодержание, т.е. – исключение  «посредника» между человеком, который является микрокосмом, и окружающим его миром (макрокосмом). Весь мир отражён внутри микрокосма – «посредник» не нужен.

Апробация работы. Материалы работы обсуждались на форуме сайта института «Русская антропологическая школа» и на студенческих семинарах, проходивших в рамках программы магистерского курса.

Публикации. По теме диссертации на сайт института «Русская антропологическая школа» выложены следующие работы:

Коммуникационная проблематика в текстах раннего даосизма.

Теоретические источники ритуала передачи универсального знания в практике традиционных китайских гимнастических школ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3-х основных глав, заключения, выводов, библиографии; содержит ряд таблиц, фотографий и рисунков.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ



Категория: Сундук Блэкборда. | Добавил: Flavius
Просмотров: 683 | Загрузок: | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2017