Такой диалог Августина с самим собой мы
находим в одном из его сочинений.
Когда в
410 г. Рим был взят и разграблен ордами готов Алариха, Аврелий Августин (Блаженный) отозвался на римскую катастрофу своим
трактатом «О Граде…». В нём он набросал картину истории человечества как
извечной борьбы града мирской государственности и града духовной общности в Боге.
Один «основан на любви к себе, доведенной до презрения к богу», другой – «на
любви к богу, доведенной до презрения к себе».
Граждане Божьего града хранят верность небесному отечеству и не могут прижиться
в земном. «Не могут прижиться» - означает,
что пытаются его всячески
деинсталлировать, если не получается им руководить. И «под занавес» приходит этологический
вандал. У которого нет презрения к себе.
От духовных
исканий представителей высокообразованных интеллигентских слоёв обратимся теперь к ситуации, происходящей в
так называемых «широких слоях населения».
Она
прекрасно описана пресвитером Сальвианом около
440 года н.э. Для него Рим - это
средоточие социального распада, сравнительно с которым варвары
(«гипотетические свои» вне мира «своих -
чужих») представляются носителями здоровой человеческой солидарности:
«Почти все варвары, - пишет он - имеющие
одного царя и составляющие одно племя, связаны взаимной любовью; почти все
римляне заняты взаимным преследованием. Какой гражданин не завидует другому
гражданину?» «Где, у каких людей встречаются такие непорядки, кроме как у римлян? Где так сильна несправедливость,
как у нас? Франки не знают таких преступлений; гунны свободны от подобного
срама; ничего подобного нет ни у вандалов, ни у готов!».
Вопрос об
отношении к античному наследию достигал предельной остроты
применительно
к философии. Для христианского вероучения не было ничего более опасного и
одновременно более необходимого, чем философская традиция. Ситуация была
обострена тем, что языческий мир накануне гибели осуществил свой последний
великий
философский синтез: неоплатонизм!
Но в
слезах, которыми упивались простые граждане эпохи, слушая умилительные рассказы
о страданиях святых, было больше актуальности, чем в гомерическом хохоте богов
Прокла (410-465 гг.). Быть чужим и плакать, быть чужим и страдать, грешить,
будучи и так чужим, быть чужим для всех, но своим – Богу, и жертвовать!
Жертвовать собой, миром, государством, прошлым и будущим... Вот формулы эпохи,
разворачивающейся на фоне административной растерянности верхов и всё более
углубляющихся в мракобесие и невежество низов. Неоплатоническое отношение к
жизни взялось было разделаться с необратимостью нового времени, по примеру
пифагорейцев и Платона, вечным возвратом, бесконечной вибрацией выступающего из
себя и возвращающегося в себя Единого. Но с этим самосознание эпохи примириться
не могло:
«Да не
будет, - восклицал Августин - чтобы нам поверить этому... По кругу блуждают нечестивцы!..».
Началась
битва христианских сект с остатками античной государственности.
Но это
была по преимуществу битва за раба. Аргументы неоплатонической репрезентации
оказались для раба несостоятельными. Ловцы же человеческих душ смогли
полностью, до готовности к смерти, подчинить себе огромные массы нижних слоёв
населения римского государства, купив их душещипательными фантастическими
историями и рассказами о фокусах и чудесах. По приказу духовных наставников
рабы спокойно шли на смерть, солдаты отказывались воевать… Так из-под ног
античного мира уходила экономическая база. Раб, как инструмент производства и
основа экономики, переставал существовать. Императорам ничего не оставалось,
как после безуспешной борьбы с
«будущим», попытаться найти своё место в новых структурах власти этого
будущего, и они это место нашли. Уже эдикт 311 г. предоставил церкви легальное
положение. «Равноапостольный» Константин пошел
на союз и дружбу с церковью как ее «внешний епископ», и под конец жизни принял
крещение.
Хотя
Константин и его ближайшие преемники формально исполняли функции языческих
верховных жрецов, хотя только Грациан
отказался от этого сана и только Феодосий Великий
перешел к прямому подавлению язычества, христиане имели все основания к тому,
чтобы уже с царствования Константина (306-337 гг.) считать свою победу
совершившимся фактом. Это стало началом переходного периода от античности к
Средневековью и началом разгула настоящей ксенофобии на бескрайних просторах
Римской «поднебесной».
События
развивались. Нельзя не предположить, что возник вопрос: как управлять по закону
божьему старыми государственными структурами, которые к тому же, по инерции,
повсеместно преследовались религиозными фанатиками. Не могла не возникнуть
политика двойных стандартов в действиях обновлённой власти, объясняющей все
свои неблаговидные, но вынужденные
поступки и попустительства уже провидением и промыслом Божиим. Маленький
человек был почти без остатка включен в абсолютистскую государственность, он
обязывался к послушанию уже не за страх, а за совесть. Уже от имени религии он
преклонялся перед магическим ореолом власти.
Экономика
государства сравнительно быстро обратила свой голодный и недобрый взгляд с раба
на гражданина, свободного человека. Гражданин был обложен поборами, налогами,
экспроприациями и конфискациями до полного физического уничтожения. Быть
зажиточным стало практически невозможно. Зато на службе у государства можно
было выжить. Поэтому в города и пагани начали посылаться бесчисленные отряды бескомпромиссных экспроприаторов. Давить на
раба было больше невозможно, ведь это было давление на христианина! Который, разумеется, давно смекнул суть Божьего слова.
И свободные граждане побежали, и даже запросились в рабы… Об этом написано в продолжении вышеуказанного текста
Сальвиана, который С.С. Аверинцев, к сожалению, не привёл полностью. Я же
приведу его более полно, пользуясь «Историей средних веков» Н. А. Осокина. Ибо
этот текст есть наиболее красноречивое указание
на ситуацию, смоделированную по принципу «чужие среди чужих».
Итак: «У нас – говорит Сальвиан–
только тот в безопасности, кто имеет силу подвергать опасности других: должностные лица гордятся прозванием тирана,
ибо оно дает и силу и почести». На вопрос, что делает при этом христианское
духовенство, Сальвиан отвечает: «Они боятся высказывать горькие истины, потому
что бесчестные люди преследуют пастырей за их проповеди. Потому-то молчат те,
которые могли бы говорить. Между тем бедствия растут, вдовы стонут, сироты
угнетены до того, что многие из них, будучи из богатых и знатных фамилий,
получив хорошее образование, бегут к врагам римлян, к германцам: они ищут у
варваров гуманности, чтобы не переносить дома римской бесчеловечности. Хотя они
чужды варварам и по нравам и по языку, но им легче свыкнуться с их бытом, чем
жить у себя дома. Они предпочитают жить людьми свободными, считаясь рабами, чем
быть рабами, считаясь свободными. Общее и единственное желание всех римлян
состоит в том, чтобы не подпасть под римские законы, а жить с варварами: мы же
еще удивлялись, что не можем победить варваров, когда сами римляне
предпочитают быть с ними, а не с нами».
Сальвиан замечает, что римляне все убежали бы, если бы могли захватить свои
пожитки и хижины.
«Мы,
римляне, заботимся об обращении (в христианство) готов и вандалов; но сами мы
не только не лучше их, но даже не можем и равняться с ними. У нас каждый
гражданин ненавидит другого. Кто у нас искренне расположен к другому?» -
вопрошает Сальвиан и не отвечает - «А меж тем почти все варвары составляют одно
племя и связаны если не родством, не местом, то властью одного кунинга или
князя. У нас даже родственники не чтут уз родства. Большая часть людей заражена
неслыханным доселе злом и пороками. Никто не считает себя счастливым, пока не
видит другого несчастным».
Истории христианского Рима на тот момент было
уже около ста пятидесяти лет.
Программа
церковной независимости, социального и культурного уравнительства и эмансипации
от пережитков эллинизма неизбежно требовала теократической идеи, согласно
которой церковно-монашеские инстанции должны были взять в свои руки все мирские
дела. Борьба за эту идею велась против константинопольских чиновников и «подозрительных людей» с беззаветной
самоотверженностью и диким фанатизмом:
Александрию
наводняют толпы темных бродячих монахов, по знаку своих вождей
готовых к
любым эксцессам. В 415 г. от руки этой клики погибла знаменитая
женщина-философ
Гипатия, навлекшая
на себя ненависть близостью к имперским
властям и
языческой утонченностью. С.С. Аверинцев не указывает на обстоятельства, которые
указывает Н.А. Осокин, о том что христиане стащили её с колесницы, отвели в
церковь и там убили; потом обнажили, терзали тело раковинами, отодрали кожу от
костей и, наконец, бросили в огонь. Она преподавала в своей частной школе
математику, философию и др. науки.
В 449 г.
коптские монахи во имя всемирного первенства египетского христианства учинили
неслыханные насилия на так называемом «разбойничьем» соборе в Эфесе.
Наряду с подобными
проявлениями с необычайной интенсивностью осмысляется новое единство всемирного
исторического процесса. Целый ряд богословов, начиная с III и особенно IV вв.,
составляют универсальные хроники, в которых стремятся привести к одному
знаменателю судьбы всех известных тогда народов от Адама. Уже упоминавшийся трактат
Августина «О Граде Божием» разделяет историю на семь этапов: 1-й период - от
Адама до потопа, 2-й - до Авраама, постигшего тайну бога, 3-й - до священного
царства Давида и Соломона, 4-й - до крушения этого царства (до Вавилонского
пленения), 5-й - до рождества Христова; 6-й период - настоящий, а 7-й дающий полёт
истории в эсхатологическое время. Иная история, даже несмотря на самоотверженные
усилия таких «последних римлян», как Боэций и Флавий
Магн Аврелий Кассиодор, и
даже Эриугена,
существовать переставала. Вот и ещё одна черта ксенологической модели «чужих
среди чужих» - наступающее, словно вдруг, поголовное невежество.
Практические
вопросы периодизации летосчисления начинали соотноситься с задачей воспринимать в линейном варианте ход
времени. От сотворения мира, через воплощение Бога, к «Страшному Суду».
Причём, по
убеждению приверженцев теократии, миром
должно было править то, что «не от мира сего», что «не свое» для мира («чужие»
правящие «чужими»). Как говорил Сергей Николаевич Зенкин –
грязь. Ортодоксальное христианство победоносно побороло не только языческую
оппозицию, но и попытку уже христианизировавшегося цезаризма отдать
предпочтение более удобному варианту новой веры - арианству, популярному среди
верноподданных солдат. В конечном счете христианство смогло стать коррелятом
абсолютистского государства - такова парадоксальная логика реальности! – добавляет
С.С. Аверинцев.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ
11 Блаженный Августин. Творения. Т. 3: О граде Божием
(книги I-XIII): научно-популярное изд. Еремеев С.И. (сост. и подг. текста).
СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998
Сальвиан—
знаменитейший из христанских проповедников в Галлии в V в. (род. в 390 г., ум.,
по одним, в 484, по другим, в 492 г.). Был священником в Марселе и приобрел
такую известность, что собор епископов поручил ему составить для общего
употребления сборник проповедей. Проповедей С. в том виде, в каком они
произнесены, не сохранилось, но до нас дошли его сочинения, которые, имея форму
рассуждений (tractatus), составляют, по-видимому, переработку произнесенных им
речей. Сюда относятся: 1) 8 книг "Об управлении Божием, или Провидении"
("De gubernatione Dei sive de providentia"), 2) "Против
скупости" ("Contra avaritiam "), 3) "К кафолической
церкви" ("Ad ecclesiam catholicam") и 4) девять писем к разным
лицам, важных для характеристики тогдашних общественных нравов. Изданы
сочинения С. в первый раз в 1684 г., Балузием; из позднейших лучшее издание —
Миня, в "Patrologiae c ursus", т. 53, ser. lat. Современники С.
называли его Иеремиею своего века: он с большой силой изображает и обличает
деморализацию современного ему общества. В соч. "Ad ecclesiam" он
особенно ярко обрисовывает корыстолюбие духовенства. Все предаются чисто
языческому веселью; оргии происходят накануне страшного нашествия варваров.
Страсть к театрам и цирковым кровавым зрелищам ведет к всеобщей апатии,
лености, тупоумию, духовной смерти. Гор. Трир трижды был разграблен варварами,
страна усеяна трупами и почва насыщена кровью; и вот жители Трира обращаются к
императору с просьбою... о защите и помощи? Нет: они просят театральных зрелищ.
С внешней стороны произведения С. хвалят за искусное расположение как отдельных
доказательств, так и целого состава сочинения, сравнивая его с Лактанцием. У
него встречаются чисто Тертуллиановские изречения аксиоматического характера
(напр. "Мы стыдимся не порока, а добродетели", "Мы никому не
верим менее, чем Богу"). Вообще, это самый сильный писатель зап.
литературы V в., не только убежденный учитель-пастырь, но и истинный оратор. http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/090/90266.htm
Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I,
Константин Вели?кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) — римский
император. По смерти отца, в 306 году, избран войском в Августы, после победы над Максенцием в 312 г.
в битве у Мильвийского моста и над Лицинием в 323 стал единодержавцем римского
государства, христианскую религию сделал господствующей, в 330 г. перенёс
столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное
устройство. http://ru.wikipedia.org/wiki/Константин_I_Великий
Грациан (лат. Flavius Gratianus), (род. в 359 году в
Сирмии, † 25 августа 383 года в Лугдунуме) — римский император с 375 года, сын
императора Валентиниана I. Погиб в результате переворота. http://ru.wikipedia.org/wiki/Грациан
Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, лат. Flavius
Theodosius, Theodosius Magnus) (346—395) — римский император, царствовавший в
379—395, последний правитель единой Римской империи перед её окончательным
разделом на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).
При нём христианство окончательно стало государственной религией, а
государственный языческий культ был отменён. http://ru.wikipedia.org/wiki/Феодосий_Великий
Н. А. Осокин.
История средних веков. Издательство: Харвест.2003.
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (лат. Boetius, Boethius)
(ок.480—524), римский государственный деятель, христианский
философ-неоплатоник, будучи приближенным к королю остготов Теодориху, захватившему
в 493 году Северную Италию, занимал
различные государственные посты, стал консулом в Равенне. После ложного
обвинения в предательстве (возможно, в связях с Византией) был заключён в
тюрьму и казнён.
В ожидании казни он написал своё главное
сочинение "Об утешении философией", которое стало одной из
популярнейших книг Средневековья и оказало сильное влияние на европейскую
литературу. В этом трактате он пытается решить проблему совмещения свободы воли
с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы воли не
существует. С другой — свобода человека, его воли, всё-таки существует, а это
подрывает способность Бога проникать в мрак будущего. Это видимое противоречие
Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих действий, их предвидение,
не является необходимой причиной этих самых действий. В своей книге Боэций
наставляет читателя, чтобы он уклонялся от зла, своё сердце устремлял к
добродетели, а ум — к истине. Книга "Об утешении философией" стала
последним произведением древнего мира, в котором отсутствует христианская
идеология и ни разу не упомянуто имя Христа. В тюрьме, незадолго до казни,
Боэцию является не Дева Мария, не Христос, но воплощённая в женском обличии
Философия. Именно в этом и заключалась личная драма Боэция — невозможность
интеллектуального синтеза неоплатонизма и христианства. Боэций является автором
классических учебников по арифметике, музыке, геометрии и астрономии. Некоторые
из его переводов Аристотеля считаются подложными. Видимо, по-другому в ту эпоху уже нельзя было выражать некоторых
собственных мыслей. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аниций_Манлий_Торкват_Северин_Боэций
Флавий Магн Аврелий Кассиодор (ок. 490-ок. 585 гг.).
Этот наследник древней цивилизации, сенатор и консуляр, родившийся уже после
падения Западной империи, пытался отстаивать римскую идею на службе у готских
государей Теодориха и затем Аталариха. Стремясь
спасти хотя бы духовные богатства прошлого, он ходатайствовал перед
папой Агапитом о создании в Риме, под эгидой церкви, христианской высшей школы по образцу такой же
школы в сирийской Нисибине (первый на христианском Западе проект университета!);
но и эта идея в условиях всеобщей
разрухи наталкивалась на непреодолимые трудности. Почва для конструктивной культурной работы
оставалась только в микромире монастырей;
и неутомимый «чужой среди чужих» Кассиодор основывает в Калабрии обитель
Виварий, где вменяет братии в обязанность изучение и переписывание книг, притом
не только христианских, но и языческих.
Составленные самим
Кассиодором сухие и сжатые (осторожность?)
руководства ("Наставления в божественном чтении",
"Наставления в мирском чтении", и, наконец, "Об орфографии")
должны были ориентировать монахов в практике этого дела. Так возникают
монастырские скриптории - специальные комнаты для переписывания рукописей.
Именно так сохранялись для веков тексты классических авторов. Если бы не те, в
чьи руки передал дело своей жизни Кассиодор, для нас были бы безнадежно утеряны
не только торжественный Вергилий или назидательный Сенека, но и бесчинный Плавт
или легкомысленный Марциал, стихи которых уже совсем необычно представить себе
в монастырской обстановке. Разумеется, счастливая культурная идиллия,
достигнутая в Кассиодоровом Виварии, была очень хрупкой; волны невежества вновь
и вновь смывали достигнутое; уже в начале VII в. в скрипториях ирландских
монахов из Боббио порой соскабливают с листов пергамента сочинения римских
классиков, чтобы вписывать на их место церковные тексты (так называемые
палимпсесты). На сей раз это происходило не по фанатической ненависти к
языческому наследию (жертвой соскабливания становились и христианские книги),
но просто в силу культурной и экономической разрухи, в условиях которой
пергамент был дороже написанных на нем стихов, и бережное хранение житейски
бесполезных ценностей культуры представлялось просто недопустимой роскошью.
Пути древнего знания иногда имели замысловатые маршруты.
В 827 г. византийские послы подарили франкскому королю Людовику Благочестивому,
сыну Карла Великого, экземпляр рукописи ареопагитических сочинений, но только
преемник Людовика Карл Лысый нашел у себя в 50-х годах IX в. при своем дворе
ученого, который владел греческим языком и взялся выполнить перевод. Это был
Эриугена
(ок. 810 - ок. 877 гг.).
Эриугена жил среди начавшего
складываться на развалинах
греко-латинского единства нового, германо-романского культурного региона, но по
сути своего духовного склада он принадлежал к минувшей эпохе. Мы очень мало
знаем о нем, но из его сочинений возникает образ своеобычного и очень одинокого
мыслителя. По происхождению Эриугена был ирландцем, что, по-видимому,
предопределило его антипатию к латинской теологии. К варварскому
богословствованию своего времени Эриугена не относится серьезно, к Августину он
выказывает почтение и интерес, но и отчужденность; его духовная родина - мир
эллинской неоплатонической мысли. Философская отвага его столь велика, что
только всеобщим непониманием можно объяснить благополучную жизнь Эриугены при дворе Карла Лысого. В своем главном
сочинении "О разделении природы" Эриугена не только настаивает на
примате свободного разума перед авторитетом, но и сливает Творца с его
творением. Бог Эриугены - не лицо, но запредельная сущность, которая не только
не может быть познана человеком, но и сама себя не может постигнуть:
"Бог не знает о себе, что Он есть,
ибо Он не есть какое бы то ни было "чтo".
|