Антропологические игры, это такие игры, в которые мы играем даже тогда, когда не знаем, что играем в игры...        Flavius Claudius Iulianus (из не написанного)

Меню сайта

Категории раздела
Пираты, пиратство и вольные стрелки... [10]
Индейцы Америки и "Дикий Запад". [11]

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1293

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Статьи. » Индейцы Америки и "Дикий Запад".

Красота для новой жизни. Введение в священное искусство шайенов и лакота ПРОДОЛЖЕНИЕ
23.01.2011, 00:53
Поначалу среди шайенов и лакота были святые мужчины и женщины, которые интуитивно понимали, что белый человек и его торговые товары угрожают их старому образу жизни. У северных шайенов предание гласило, что когда появился первый бисер, некоторые из наиболее уважаемых Вышивателей иглами отказались употреблять его для своих изделий. Эти святые женщины указывали, что вышивание иглами пришло к людям от одной Махэоно - от Женщи-ны-Бизонихи. Они говорили, что вышивание иглами пришло от Священных Сил. Кроме того, иглы дикобраза происходят от живого существа. Они заявляли, что вышивание иглами было святым делом, а узоры - священными. Эти новые твердые бусины, которые им предлагали белые, были мертвы, в них не было жизни,- предупреждали святые женщины. Таким образом, сначала многие из вышивателей отказывались использовать бисер и создавать из него какие бы то ни было священные узоры, которые они в течение стольких лет составляли из игл дикобраза, окрашивая их в священные цвета.

Это сопротивление бисеру, а также другим товарам белого человека, разделялось в прежние времена и святыми людьми. Начиная с 50-х годов 19-го века святые люди шайенов, такие как Бузина, Бешеный Бык и Белый Бизон, или Лед не разрешали использовать ничего из привезенных белым человеком товаров в изготовлении военных головных уборов или других священных убранств, которые они создавали для защиты в битве. У лакота носители Четырех Священных Стрел не могли носить на себе ничего из железных вещей белого человека. Они не могли также ничего носить или есть из того, чего касалось железо белого человека. Сверхъестественная защита этих святых предметов была настолько велика, что они могли отражать даже пули солдат. Однако железо белого человека уничтожало эту защитную силу. Поэтому, даже до сего дня в цитадели шайенов на их Священной Горе ничего из того, что сделано из металла белого человека, не позволялось носить мужчинам, совершавшим паломничество в это святейшее место на груди Матери-Земли. Однако, несмотря на подобные предупреждения со стороны святых мужчин и святых женщин, бисер и торговая ткань стали неуклонно вытеснять иглы дикобраза и дубленные шкуры во многих сферах искусства шайенов и лакота. На самом деле вышивание бисером только за одно столетие привнесло новое богатство в искусство индейцев равнин в целом. Таким образом, начиная с 40-х годов 19-го века вышивание бисером стало неуклонно распространяться. Однако, старое, священное и одухотворенное вышивание иглами продолжало жить. Ценившееся в прошлом как самое святое искусство, оно сохранило свое превосходство в украшении большинства священных элементов одежды и убранства, таких как рубахи, ноговицы со скальпами и самые великолепные из накидок.

Самый первый бисер, который достиг северных равнин, был назван лошадиным, так как его привозили на караванах лошадей. Это был большой китайский бисер, сделанный в Венеции; он был завезен около 1800-го года. Его цвета имели большое сходство со старыми священными природными красками, так как он был белый, черный, светло и темно-красный, небесно-голубой и иногда темно-коричневый. Некоторое число темно-синего бисера также было завезено с первыми караванами белого человека. Как уже отмечалось выше, и шайены и лакота иногда использовали темно-синий вместо черного цвета: так цвет этого бисера также сохранял старый священный цвет. Теперь женщины шайенов и лакота, как и женщины на всех северных равнинах, использовали этот лошадиный бисер для воспроизведения отчетливого, простого геометрического орнамента, первоначально создававшегося иглами дикобраза.

Общество Вышивателей бисером начало свое существование сначала на севере в конце 20-х или в начале 30-х годов XIX века, еще до того, как шайены разделились на северных и южных. В это время группа женщин, предположительно под руководством святых женщин, собралась и решила организовать новое общество с целью совместного создания определенных типов вышивки бисером. Насколько большим было общество и была ли цель его создания первоначально религиозной или социальной - об этом еще могли вспомнить члены этого общества среди южных шайенов, живущие до сих пор (конец 30-х годов XX века). Однако ясно, что работа Вышивателей бисером была святой, так как они получали благословение от сверхъестественной силы, исходящей из одной из Четырех Священных Связок, хранившейся у руководительницы общества. С самого начала Вышиватели бисером установили высокие нормы жизненного и художественного творчества, соблюдение которых требовалось от всех его членов.

Как и прежние Вышиватели иглами, Вышиватели бисером создали украшенные типи, внутреннюю покрышку типи, подушки и накидки (позднее - покрывала на кровати). Все эти предметы традиционно принадлежали женщинам и изготовлялись женщинами. Любой предмет мог быть сделан в любое время любой из членов общества Вышивателей бисером. Однако, закрепление за ними определенных узоров было обязанностью общества как единого коллектива. Работу можно было проводить только днем, лучше всего летом, когда сила и яркость Солнца достигали своей наивысшей точки.

Искусство, создававшееся обществом Вышивателей бисером, могло быть совмещено только с выполнением обета. Обет выполнить эту работу, также как и пройти Танец Солнца, давался для того, чтобы вылечить раненого друга или родственника. Его могли дать при рождении ребенка или в качестве свадебного дара какому-нибудь родственнику. Этот обет выполнить работу всегда давался для того, чтобы принести кому-нибудь благословение. Обязанностью общества Вышивателей бисером было приносить людям красоту и благословение.

На северных равнинах эпоха лошадиного бисера продолжалась до 1840 года. В течение этих лет узоры, создававшиеся обществом Вышивателей бисером у шайенов и лакота продолжали оставаться старыми, простыми, наполненными силой узорами, которые святые женщины создавали в течение многих поколений. Однако, около 1840 года в северную страну был завезен новый тип бисера. Это был круглый венецианский бисер, известный как семенной, гораздо меньший, чем лошадиный бисер. Оттенки у него были мягкими, но также сочными и гораздо более приближенными к старым священным краскам, чем любой другой бисер, который за ним последовал. Среди семенного бисера также было больше разных красок, чем среди лошадиного. Тем не менее, несмотря на это разнообразие, женщины шайенов и лакота продолжали отдавать предпочтение старым священным краскам: красной, желтой, черной или темно-синей, белой, светло-зеленой и голубой. Вначале узоры, составленные из этого нового бисера, были идентичны узорам, создававшимся из более старого лошадиного бисера. Однако, с течением времени в вышивке бисером начинали воспроизводиться более сложные узоры, подобные тем, которые использовали женщины обоих племен в раскрашивании парфлешей; они также были сверхъестественными по своему происхождению. Таким образом, большая часть новой вышивки семенным бисером продолжала оставаться святой по природе, а их создание - приносящим благословение либо изготовителю, либо человеку, которому было обещано сделать эту вышивку.

Вышивание бисером у шайенов и лакота достигло своей золотой эры в 60-70-е годы. В это время бисер стал доступным и вышиватели создавали искусство несравненной красоты. Вначале бисер был венецианским, как и лошадиный, но с течением времени торговцы начали завозить богемский (чешский) семенной бисер. Он был несколько крупнее и темнее, чем прежний венецианский, и отливал синевой. Затем, около 1870-го года полупрозрачный бисер также появился на северных равнинах.

Около 1870 года более старые, простые и отчетливые узоры начали усложняться, в особенности у лакота. У белых имеются теории насчет этого, главная из которых гласит, что эти узоры подвергались влиянию кавказских пледов, завезенных белыми переселенцами и торговцами. Однако, для Вышивателей бисером лакота, многие из этих более тонких и сложных узоров также пришли от Двойной Женщины как дары. Она - Близнецы - продолжала открывать новые узоры в сновидениях, в особенности святым женщинам, которые сами были близнецами, так что для многих Вышивателей бисером у лакота источник их меняющихся узоров до сих пор остается сверхъестественным.

Анилиновые красители также достигли равнин к началу 1870-х годов. К концу 1880-х эти грубые торговые краски широко использовались женщинами шайенов и лакота для окраски игл дикобраза. В этот период красители белого человека в большей степени вытеснили более мягкие прежние оттенки красок, заимствованных у живых растений. Несмотря на это, более старые Вышиватели иглами продолжали создавать священные вышивки иглами, используя прежние природные цвета, заимствованные у самой Матери-Земли.

Затем, в конце 1870-х годов, начался ужасный резервационный период. Старая, свободная и одухотворенная жизнь в гармонии со щедрым Творцом ушла в прошлое, уничтоженная белыми вместе с бизонами. Солдаты, казалось, были повсюду, а правительственные чиновники и христианские миссионеры объединились в своей решимости уничтожить священные церемонии, священное искусство и священный образ жизни равнинных племен.

Искусство шайенов и лакота начало отражать ужасное напряжение того первого времени в резервации. Священное вышивание иглами, бисером и раскрашивание все еще существовало, но, в целом, только пожилые женщины продолжали хранить это искусство. После их смерти несколько более молодых женщин заняли их места, поэтому увеличилась доля узоров, которые были скорее личными, чем священными. Около 1885 года стеклянный бисер, покрытый серебром или золотом, появился в резервациях северных шайенов и лакота. Его применение и металлический вид нарушали старый запрет на использование металла белого человека в украшении чего бы то ни было очень священного. Так, женщины использовали его в узорах, которые символически описывали прежние военные подвиги мужчины, или в вышивке бисером, которая просто считалась красивой.

Колыбель. Шайены 1890-е гг.

К 1890 году великие дни традиционного вышивания иглами и бисером закончились. Однако, несколько членов общества Вышивателей иглами и Вышивателей бисером - женщин шайенов и лакота - продолжали помнить священные узоры. Таким образом, священная вышивка иглами и бисером, которую помнила и воссоздала группа женщин, большинство из которых были святыми, продолжала жить. Их было немного, но вполне достаточно для того, чтобы сохранить священную традицию, памятующую о том, что первые краски и узоры пришли от самих Бабушки-Земли и Сверхъестественных Существ. Эти святые традиции хранят, по крайней мере, несколько женщин до сего дня. Горстка этих женщин лакота и шайенов продолжают создавать вышивку бисером, несущую старые священные узоры. Узоры, дающие благословение. По своей сути, они воссоздают священное искусство для получения удачи.

Традиционное искусство шайенов отражает то гармоничное сочетание мужской и женской сил, которое характерно для жизни шайенов в целом. Эта гармония существует потому, что Махэо (Творец) послал Священные Стрелы и Священную Шапку шайенам, сделав их своими избранниками, сделав их народом Махэо.

Махутс - Четыре Священные Стрелы являются теми неописуемыми священными каналами, через которые Махэо вливает свою божественную жизнь в жизни шайенов. В особенности Священные Стрелы являются великими каналами благословения для мужчин племени, дающими им силу бизона и других животных, с которыми связана жизнь людей. Ис'сивун - Священная Бизонья Шапка является тем живым и неописуемым священным предметом, посредством которого Творец благословляет людей, в особенности женщин. Через женщин собственная жизнь Махэо вливается в жизни шайенов, наделяя их целомудрием и плодовитостью, чтобы племя продолжало жить. Пляска Солнца впервые пришла с самой Шапкой Солнца, благословляя народ шайенов и их мир, наполняя все создания новой жизнью, благополучием и изобилием. Сегодня, как и в прошлом, Священные Стрелы и Священная Бизонья Шапка - два великих таинства шайенов - остаются наиболее ценимыми из всего принадлежащего им.

Это гармоничное сочетание женского и мужского начал проявляется и в церемониях, с помощью которых создается священное искусство шайенов. Первоначально, когда общество Вышивателей иглами собралось, чтобы помочь молодой женщине украсить свою первую накидку, от двух до четырех мужчин, почетных воинов также были приглашены посетить предварительную церемонию. Вначале руководительница, сама являющаяся святой женщиной, молилась о молодой женщине, прося для нее долгой жизни, наполненной благословением. Затем, когда молитва закончилась, один из воинов поднялся и пересчитал свои ку, почести, завоеванные в борьбе с врагами, защищая от них женщин и детей. В прежние времена и даже сейчас, когда Избранные Женщины заканчивали украшать иглами или бисером покрышку типи, они приглашали выдающегося воина или воинов пересчитать ку на покрышке нового типи. Затем святой человек, такой как хранитель Священных Стрел или Священной Бизоньей Шапки обращался с молитвой о благословении. Отличившийся воин делал и раскрашивал новую рубаху со скальпами и ноговицы, одну из самых святых военных и церемониальных одежд. После этого представительница Избранных Женщин, либо Вышивальщиц иглами или бисером украшала их полосками с изображенными на них узорами Солнца. Вновь сверхъестественная жизнь была сущностью искусства. Как и в жизни, в искусстве шайенов женская и мужская силы соединялись, чтобы принести красоту и благополучие человеку и всему племени в целом, народу Махэо.

Женская одежда шайенов, изготовленная для церемониальных и других случаев, безусловно является примером их красоты. Это особенно справедливо для платьев, сделанных после введения бисера. Простые, но элегантные, они составляли заметный контраст с более украшенными платьями, с обильно вышитыми бисером ярмами, популярными среди женщин лакота, особенно с 1860 года.

Как и у всех женщин, моды на женскую одежду шайенов менялись с течением времени. В прежние дни, до 1860 года, платья были очень просты и сделаны из бизоньей или оленьей кожи. Самые лучшие из них украшались краской или иглами дикобраза и, вероятно, простыми узкими лентами, шедшими поперек верха платья. Говорят, что позднее, когда появился первый бисер, платья украшались рядами синего бисера, шедшими спереди выше ремня, вероятно в том же положении, что и более поздние бисерные полоски. Украшения из игл дикобраза в форме петель свисали с них. Платье держалось на ремне, шедшем через левое плечо женщины, в то время как короткий рукав вверху был открыт, так что рука была обнаженной. Правую руку покрывал короткий рукав, доходивший до локтя, зашнурованный сверху и привязанный на нижнем конце. На левой обнаженной руке женщина могла нарисовать красную полоску, чествуя таким образом каждый подвиг (ку) своего мужа.

Ранние пояса были также просты и сделаны наподобие парфлешей, связывавшихся кожаными ремешками. В этот ранний период ноговицы шайенок были оторочены бахромой снизу и по боком. Обычно их красили желтой краской - цветом Солнца, и часто на них наносили черные линии, такие как на мужских ноговицах со скальпами. Такое раскрашивание женских ноговиц на севере сохранилось до времени контактов с белыми. Ранние мокасины были так же просты, сшитые из одного куска замши с одним швом по краю и с подошвой, пришивавшейся потом на замшу.

С появлением бисера, однако, женские платья приобрели новую красоту и выразительность. Начиная по меньшей мере с 1860-х годов, многие платья стали делаться шире и более тщательно. Эти платья шились из кожи оленя, антилопы, горного барана и, иногда, лося. Кожи, перед тем, как использовать в одежду, окуривались, чтобы одежда легко размягчалась после высушивания. По традиции, кожа антилопы и горного барана использовалась для изготовления самых красивых и мягких платьев. В основном, лучшие женские платья шайенов шились из трех кож. Ярмо делалось из одной большой кожи, сложенной и пришитой под углом 90 градусов к двум другим кускам кожи, составляющим основную часть платья, с ногами животного под руками. Две кожи поменьше использовались для бахромы, вставок и т. д.

Почтенные шайены, дожившие до недавнего времени, помнили две традиции относительно украшения этих платьев. В обеих традициях общее то, что при украшении ярма используются три полоски вышивки иглами или бисером. Иглы или бисер прикреплялись прямо к коже. Иногда, однако, бисерные полоски пришивались на платье отдельно, как на рубахах и ноговицах мужчин. Полоска вышивки бисером пришивалась вдоль плечевой складки ярма с отверстием для головы - простым вырезом посредине полоски. Говорят, что раньше это отверстие обшивалось красной вышивкой иглами, но позднее для этой же цели использовалась красная покупная ткань. Иногда вышитые бисером полоски окаймляли переднюю и заднюю стороны отверстия для головы. Они примыкали к основной вышивке, покрывавшей плечевые складки по обеим сторонам. Переднюю и заднюю стороны ярма пересекали вторая и третья полоски бисера, которые тянулись по всей длине.

Ниже бисерных полосок, поперек груди, обычно находился ряд длинной замшевой бахромы, свисающей попарно. Раньше, до 1800 года, верх бахромы украшался иглами, а позднее - бисером. Часто ярмо красили в желтый цвет, цвет Солнца. В качестве украшения между бисерными полосками на ярме и юбке платья пришивались ряды лосиных зубов. Сто зубов лося приравнивались к цене хорошей лошади. Существуют воспоминания о том, что на некоторых платьях было от 900 до 1000 зубов. Многие платья шайенов до 1890 года украшались следующим образом. На верхней половине платья по всей окружности тянулась узкая полоска простой вышивки иглами или бисером, а иногда просто красная линия. Реже встречались две узкие полоски. Под ней свисали два ряда длинной бахромы, спадавшей парами. В нижней части юбки, ближе к кайме, располагались три изогнутые или зигзагообразные полоски бисера: центральная - красная, а две крайние - желтые. Область между этими полосками либо красили в красный цвет, либо иногда сплошь покрывали красным бисером. Иногда отдельный кусок окрашенной в красный цвет кожи пришивался к нижней части платья, чтобы получился загнутый или зигзагообразный узор. В этом случае его намечали вверху тремя узкими полосками желтой и красной бисерной вышивки. В четырех углах юбки пришивались прямоугольные куски или расширения кожи. Первоначально это, вероятно, были ноги животных, чья кожа шла на подол платья. На старейших платьях эти расширения украшались ратицами копыт, но начиная с 1880-х годов вместо них использовались узкие бисерные полоски и желтые колокольчики. Сочетание всего этого становится сочетанием красоты, изящества и элегантности, характерных для лучших образцов искусства шайенов.

Существует другая традиция, касающаяся украшения женских платьев. Ее помнили женщины из общества Вышивателей бисером южных шайенов в конце 1830-х годов. Согласно ей, ярмо должно быть окрашено в синий цвет. Синий был старым священным цветом Земли, добываемым в современном Йеллоустонском парке. В данном контексте ярмо платья обозначало небо. Как и в первом случае, на платьях были три вышитые бисером, иглами или выкрашенные полоски, шедшие вдоль плечевой складки, поперек груди и спины. Однако, в этом случае, в центре первой полоски, прерывая узор шел отдельный петлеобразный орнамент в форме четверти эллипса, который также вышивали бисером, иглами или красили. Он находился на груди у женщины и был шести дюймов в длину и трех в ширину.

Этот узор символизировал Бабушку-Черепаху, которая, согласно священному преданию шайенов, помогла Махэо создать Землю из грязи, найденной на дне моря. "Я должен куда-то деть эту грязь. Один из нас поместит ее на своей спине",- сказал Махэо водяным существам, которые жили в море. Так вся рыба и другие создания приплыли к Творцу, и он стал выбирать, кто из них подойдет для того, чтобы принести грязь. Однако никто не подходил для этого, кроме одного водяного создания. Это была Бабушка-Черепаха.

- Бабушка-Черепаха, может быть ты поможешь мне?- спросил Махэо.

- Я очень стара и очень медлительна, но все же постараюсь,- ответила Черепаха. Затем она подплыла к Махэо и он навалил грязь на ее круглую спину, сделав холмик. Под руками Творца холмик рос, расширялся и сплющивался до тех пор, пока Бабушку-Черепаху не стало видно.

- Пусть будет так,- сказал Махэо.- Пусть Землю все знают как Нашу Бабушку. Пусть Бабушка будет единственным живым существом, чей дом будет находиться под водой, на земле и над землей, пусть она будет единственным существом, которое может перебраться куда угодно либо вплавь, либо пешком по своему выбору.

Так было и так есть. Бабушка-Черепаха и все ее потомки должны передвигаться очень медленно, потому что они несут всю тяжесть мира и всех населяющих его людей на своих спинах...

Таким образом, после того как все потерпели неудачу, именно Бабушка-Черепаха пришла на помощь Махэо. Она принесла грязь, из которой Творец создал Землю. Затем Махэо сказал: "Наша Бабушка-Земля похожа на женщину и потому должна быть плодородной. Пусть она начнет давать жизнь. Помоги мне, моя сила."

Махэо пожелал, чтобы деревья и трава выросли, став волосами Земли. Цветы стали ее яркими украшениями, а плоды и семена стали дарами, которые Земля возвращала обратно Махэо. Затем Творец посмотрел на земную женщину и подумал, что она очень красивая, самая красивая из всего того, что он сотворил в таком большом количестве.

Без помощи Бабушки-Черепахи Бабушка-Земля не смогла бы появиться. Именно поэтому некоторые женщины шайенов чтили роль Бабушки-Черепахи в этом великом событии, изображая ее символ в центре ярма своих платьев.

Однако, юбки этих платьев с синими ярмами, носящими символ Бабушки-Черепахи в центре вышитой иглами или бисером полоски на груди, оставались по большей части нераскрашенными. В нижней части, на небольшом расстоянии от каймы, эти платья раскрашивались узкой полоской красного цвета или вышивались бисером. Затем узкие полоски желтого цвета наносились выше и ниже красной. Иногда зеленая полоска длиной в шесть дюймов добавлялась ниже полосок желтого, красного и снова желтого цветов. Желтый был цветом Солнца и благополучия, красный - цветом Жизни, долгой жизни, о которой постоянно молились люди. Зеленая полоска символизировала саму Бабушку-Землю. Таким образом, в этом старом стиле украшения шайенской одежды Бабушка-Черепаха покоится на груди женщины, осуществляя связь между голубым Небом, желтым Солнцем, зеленой Землей и красным цветом - цветом Жизни.

Женская обувь. Шайены 1870-е гг.

Узоры на женских ноговицах, как вспоминали шайены в более поздние годы, создавались просто красивыми. Однако, в большинстве случаев, кожа ноговиц была желтого цвета, призывающего на владельца благословение Солнца. Мокасины носили с ноговицами или отдельно, либо, как у южных шайенов, они составляли одно целое, что также было распространено у их соседей - кайова и команчей. В более поздние годы цвета и орнаменты на этих мокасинах обычно носили определенное смысловое значение. По существу, они заслуживают отдельного изучения. Надо отметить, что женщина, носившая раскрашенное и расшитое платье, такое, как было описано выше, а также ноговицы цвета Солнца, была покрыта обильным благословением.

У лакота лучшие образцы женской одежды также несли узоры со сверхъестественным значением и силой. Великолепные платья лакота с целиком вышитыми бисером ярмами, являются типичными образцами лучшей бисерной вышивки сиу. Ярма у большинства этих платьев носили фон голубой или белой вышивки бисером. Прямо под ярмом, посредине платья появляется обрезная фигура, часто сплошь вышитая бисером. Как и у шайенов, она символизирует Черепаху. U-образная вышивка бисером означает грудь Черепахи, в то время как бисерные удлинения наподобие крыльев с каждой стороны символизируют стороны панциря Черепахи. Большое, расшитое голубым бисером ярмо платья Черепахи обозначает озеро или воду, в которой можно увидеть отражение голубого неба. Маленькие узоры в пределах вышивки синим бисером традиционно означают отражение тех сверхъестественных существ, которые живут на небе и на берегу озера. Таким образом, звезды иногда обозначаются бисерным узором, который первоначально был четырехконечным, а позднее пятиконечным, как звезды на американском флаге. Облака символизируются двойными треугольными узорами из более темного бисера, с короткими подвесками на концах. На некоторых ярмах лакота появляется крест. Одни женщины говорили, что этот узор обозначает четыре ветра или четыре направления; другие вспоминали, что он символизировал Утреннюю Звезду. В более поздние годы некоторые женщины говорили, что крест здесь является просто декоративным узором. По кайме всего ярма проходила узкая бисерная полоска. Прежние Вышиватели бисером лакота говорили, что она символизировала берег озера, вышитого голубым бисером, т.е. фона ярма.

Этот узор был священным. Как уже отмечалось выше, U-образный узор из бисера ниже ярма обозначал Черепаху. Для лакота Черепаха - это Вакан; не только потому, что она долго живет, но и потому, что она обладает великой силой давать защиту, особенно для женщин. Область синего бисера на ярме олицетворяет воду, где живет Черепаха. Узоры, вышитые на ярме, обозначают как видимые, так и невидимые миры, где живут 16 божеств, вместе составляющих один Великий Союз, суть Вакан Танки.

Священный узор, обозначающий Черепаху, постоянно появлялся на одежде и вещах женщин лакота. Узор Черепахи часто вышивался иглами или бисером на покрышках детских люлек и женских ноговицах старого стиля. Пуповинные амулеты часто делались девушками в форме Черепахи; это была молитва о том, чтобы ребенок, как и Черепаха, долго жил. Однако старики лакота говорили, что Черепаха также обладает властью над хроническими заболеваниями, которые причиняли боль, а также над зачатием, рождением и периодом младенчества ребенка. Черепаха дает силу и благополучие, а также долгую жизнь. В прежние времена у лакота съедание сердца живой Черепахи считалось последним лекарством от бесплодия и менструальных расстройств. Таким образом, сверхъестественная сила Черепахи почиталась и увековечивалась в искусстве и преданиях лакота и шайенов.

Следует отметить, что женщины обоих племен использовали такие узоры из бисера, которые считались просто красивыми и создавались для того, чтобы просто радовать глаз. Они были лишь декоративным искусством, а женщин уважали за их художественное мастерство в создании таких произведений искусства. Однако сверхъестественное никогда не отдалялось у лакота, даже когда простые отчетливые узоры их священной вышивки иглами и бисером были отодвинуты на второй план гораздо более сложными узорами конца 1880-х годов; они все равно оставались источником сверхъестественного.

Многие из этих сложных узоров, впервые пришедших одной женщине в видении, могли появляться впоследствии во сне на камне или скале. Женщине также могла присниться целая вышивка иглами или бисером в завершенном виде. Такие сновидения считались исходившими от Двойной Женщины , самих Близнецов. Как мы уже отмечали, именно Двойная Женщина первой научила женщин лакота вышиванию иглами. До того как эта женщина умерла, ей приснилось много снов. Многие из узоров, которые пришли к ней в сновидениях, продолжали появляться в вышивке иглами и бисером у лакота. После ее смерти все традиционные Близнецы лакота видели во снах подобные узоры, веря что они исходят от Двойной Женщины, чья сила посредством этого продолжала жить. Женщинам-неблизнецам иногда являлись во снах сложные узоры, которые также считались даром Двойной Женщины. Другие женщины иногда копировали их и, таким образом, узоры Двойной Женщины стали частью искусства, характерного для Вышивателей иглами и Вышивателей бисером у лакота, вплоть до сего дня. Вновь стоит подчеркнуть, что эти сны обладали сверхъестественной поддержкой и силой. Женщин, которые получали такие узоры из своих сновидений, остальные лакота считали Вакан - Таинственными.

У шайеннов только храбрейшие из воинов были достойны носить Метаксезин - Священную Рубаху со скальпами. Старинное предание связывает происхождение этих рубах со Сладкой Магией, пророком, которому сам Махэо первому дал Священные Стрелы и свод законов шайенов. Поэтому изготовление такой рубахи, отороченной волосами со скальпов врагов, было святым и торжественным делом. Только воин, который сам обладал Рубахой со скальпами, мог сделать ее для другого воина. Однако самыми священными из этих рубах, обладающими величайшей защитной силой, были те, что изготовлялись великими святыми людьми, такими как Бузина, Бешеный Бык или Белый Бизон, каждый из которых были еще и знаменитыми воинами.

Если шайен, владелец Рубахи со скальпами, соглашался сделать такую рубаху для другого, будущий владелец Рубахи со скальпами приглашал группу выдающихся воинов в свое типи. Там набивали трубку, предлагали и раскуривали ее, призывая на рубаху, которую надо было сделать, благословение Священных Существ - Махэо и Махэоно. Святой человек делал саму рубаху, раскрашивал ее и, возможно, украшал святыми символами, которые ему дали Священные Силы и разрешили использовать затем в присутствии нового владельца Рубахи со скальпами; каждый воин считал ку на локоне волос, срезанных со скальпа врага. Иногда концы этих локонов волос обертывали тканью священного красного цвета. Иногда концы украшали иглами Избранные женщины. Те же женщины готовили полоски игл или бисера, которые следовало пришить к рубахе на плечах и на руках. Затем добавлялись локоны скальпа, составляя бахрому из человеческих волос.

Иногда, даже в самых старых Рубахах со скальпами, кисточки из крашенного конского волоса, взятого из гривы или хвоста любимого боевого коня, чередовались с бахромой из человеческих волос. Рубаха со скальпами Бедного Грома, которую позднее носил Белый Щит, храбрейший из шайенов, воевавший с солдатами Крука в битве при Роузбад, была оторочена волосами со скальпов кроу, ассинибойнов и флатхедов. С этими локонами человеческих волос чередовалась бахрома из окрашенного в красный цвет конского волоса, каждый пучок которой обозначал лошадь, раненую под бедным Громом в его боевые дни.

У лакота, говорят, ношение одновременно Рубахи со скальпами и отороченных волосами ноговиц первоначально разрешалось только Вичаша Ятапикас, Четверым Великим Вождям, называвшимся Верховными Владельцами народа лакота. Приблизительно до 1850 года эти четыре вождя выбирались ежегодно во время великой летней встречи лакота в период Пляски Солнца. Именно тогда старейшины Нака Оминишас, главы семи подразделений тетонов, назначали Четверых Верховных Владельцев Народа.

Должность Вичаша Ятапикас была самой почетной. Их избирали летом, когда мир лакота обновлялся священной силой, исходившей из типи Пляски Солнца. Это были люди, превосходившие других в сострадании, мудрости, щедрости и силе духа. Они также должны были пройти четыре священных церемонии: Ханса, Бросание Мяча или Бизоний обряд, Овладение Духом и Овладение Белым Бизоном. Когда их избирали, они собирались в типи совета и определяли политику для всей нации лакота. Они просто одобряли или осуждали действия, предпринимавшиеся главами всех семи подразделений в прошлом году. Они выносили приговор в случае нарушения единства и безопасности народа лакота. На этом летнем собрании они были, в сущности, замкнутым сенатом с верховной судебной властью.

Говорят, что последнее вступление в должность Верховных Владельцев состоялось около 1850 года. На Великом Собрании военные вожди Железная Раковина, Спина В Орлиных Перьях и Маленький Гром были избраны Вичаша Ятапикас. После этого, из-за все увеличивавшейся огромной территории, которую контролировали лакота, а так же из-за их неуклонно возраставшего влияния, семь подразделений не могли больше собираться вместе. Это избрание около 1850 года последних Четверых Верховных Владельцев, Четверых Великих Вождей, которые носили и Рубахи со скальпами, и ноговицы, можно с уверенностью считать последним сбором лакота как нации. Однако, даже во времена Вичаша Ятапикас, когда лакота разъехались после их Великого летнего сбора, Верховные Владельцы избирались настолько непостоянно, что большая часть реального руководства в племени вернулась к главам семи отдельных подразделений: оглала, сичангу или Обожженные Бедра, минниконжу, хункпапа, сихасапа или черноногие, итасипчо или санаркс и сохенонпа или Два Котла. Каждое из этих подразделений было автономным племенем, способным существовать независимо и жившем так большую часть времени, ибо лакота любили свободу. Однако, решающая власть в каждом из семи подразделений лежала на Четверых Вичашах, или Носителях Рубахи, вождях племени.

Термин Вичаша, или человек, был синонимом мудрости и руководства. Носители Рубахи были людьми, которые служили лучшим примером четырех великих добродетелей лакота: сострадания, щедрости, храбрости или силы духа и мудрости. Как и Верховные Владельцы, они должны были пройти четыре священные церемонии. Таким образом, только зажиточные могли позволить себе провести эти священные обряды. Но должность Носителя Рубахи не ограничивалась только сыновьями вождей или Вичаши. Выдающиеся воины, пусть даже сыновья бедных родителей, признавались и уважались как вожди за свои способности. Так, в число последних Четверых Носителей Рубахи у оглала входили не только Юноша, Боящийся Своих Лошадей, Американский Конь и Сабля, родом из выдающихся и состоятельных семей, но также и Бешеный Конь, сын бедного Святого человека.

Кроме того, эти Четверо Носителей Рубахи были Великими членами совета оглала. Когда их избрали на эту должность, каждый надел Рубаху со скальпами. Это были старые Рубахи со скальпами, сшитые из двух цельных кож горного барана, снятых вместе с копытцами; кожа с передних ног составляла рукава, а кожа с задних ног свисала по бокам. Полоски священной вышивки шли по плечам и на рукавах. Две из этих рубах в верхней части были окрашены в синий цвет, тогда как нижняя половина в желтый. Две другие были окрашены в красный и желтый цвета. Тем самым показывалась священность рубах, так как синий - это цвет Скана, Неба; желтый - Иньяна, Камня; красный - самого Ви, Солнца.

Как и все другие церемонии, изготовление и благословление этих рубах оглала было священно и проводилось торжественно. Вначале угощение из сушеных ягод, пеммикана и собачьего мяса подавалось вождям племени. Каждый гость должен был быстро съесть все, что ему положили. Старик, один из Великих воинов, приступал к изготовлению рубах. Пока их шили и украшали, в жертву предлагалось много свит грасс, так как Вакан Танка любит ее запах. По окончании работы исполнялись священные песни в сопровождении боя барабанов и звука трещеток, так как Вакан Танке приятно слышать музыку. Он любит слушать барабаны и трещотки. И на самом деле, когда какие-нибудь существа Вакан услышат звуки барабанов и трещоток, они всегда обращают внимание на происходящее. Пока делались Рубахи со скальпами, Вакан Танке воздавались дары, чтобы он благословил рубахи и их носителей.

В самом конце прикрепляли бахрому из локонов волос, причем каждый из них обозначал подвиг, совершенный в битве. Бахрома из волос обозначала также всех людей племени - людей, за которых ответственны новые Носители Рубахи, ибо Вичаши были Владельцами племени лакота. Они были вождями соответствующих подразделений, а также защитниками и помощниками для каждого члена племени. Четыре Носителя Рубахи были ответственны за жизни всех людей.

Обладание Рубахой со скальпами, как и другими священными вещами, было связано с большой ответственностью. Эти обязанности были практически одинаковыми и у шайенов, и у лакота. Владелец Рубахи со скальпами никогда не должен был показывать каких-либо признаков гнева, даже если соплеменник убьет одного из его родственников или украдет его любимую жену. "Не давай волю гневу, даже если видишь перед собой лежащего в крови родственника," - было одно из указаний, дававшееся у оглала новому Носителю Рубахи. Владельцы Рубахи со скальпами должны быть глубоко душевными и думать о других только хорошее. Они должны были опекать бедных, особенн

Категория: Индейцы Америки и "Дикий Запад". | Добавил: UKKARON
Просмотров: 1443 | Загрузок: | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2024