Антропологические игры, это такие игры, в которые мы играем даже тогда, когда не знаем, что играем в игры...        Flavius Claudius Iulianus (из не написанного)

Меню сайта

Категории раздела
Пираты, пиратство и вольные стрелки... [10]
Индейцы Америки и "Дикий Запад". [11]

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1293

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Статьи. » Индейцы Америки и "Дикий Запад".

Красота для новой жизни. Введение в священное искусство шайенов и лакота
23.01.2011, 00:51
Красота для новой жизни.
Введение в священное искусство шайенов и лакота

Сила, священная сила художественного выражения, освящает сердца равнинных индейцев. В традиционном мышлении коренных американцев не существует разницы между священным и обыденным в жизни как, например, в большей части западного мышления. Таким образом, самые прекрасные примеры художественного выражения равнинных индейцев почти неизменно исходят от истоков, которые сверхъестественны, а само искусство обладает сверхъестественной силой для благословения тех, кто владеет ею, использует ее и полагается на нее. Источниками этой священной художественной силы являются Творец и Священные Силы - те таинственные сверхъестественные существа, чье присутствие наполняет Вселенную жизненностью, красотой и постоянной новой жизнью. Таким образом, для традиционных народов индейцев прерий искусство почти неизменно является искусством.

Из равнинных народов шайены и лакота наиболее тесно связаны друг с другом. Будучи союзниками почти с первых дней после того, как они пересекли Миссури и вошли в страну Блэк-Хиллс, они постоянно становились вместе лагерем, молились на Танцах Солнца друг с другом и совместно боролись с врагами.

Собачьи Люди, или Солдаты Собаки, для многих неиндейцев наиболее известное военное общество шайеннов, часто называлось наполовину шайенской, наполовину сиукской группой, так как многие из их мужчин брали в жены женщин оглала, или Обожженных Бедер, а эти лакота женились в их группах. И в последние годы борьбы за свободу, свои земли и свой священный образ жизни, северные шайены и свободные лакота сражались с солдатами совместно, одержав одну из наиболее знаменательных побед в своей истории, уничтожив Джорджа А. Кастера и его полк в битве у Литтл-Биг-Хорн.

Эта статья делает акцент на союзе двух великих народов, наиболее типичном из всех союзов равнинных индейцев. Таким образом, как и во многих других областях жизни, шайенны и лакота разделяли верования, что их величайшее искусство было и до сих пор есть сверхъестественным по своему происхождению, и что красота этого искусства есть провозглашение сверхъестественной жизни, которая наполняет все создания.

Жизнь означает действие, поэтому большая часть искусства шайенов и лакота, подобно искусству всех других равнинных индейцев, была создана, чтобы проявиться лучше всего в действии. Таким образом, изящные, колыхающиеся движения головного убора из орлиных перьев с белыми и черными кончиками во время скачки боевой лошади подобны тому, как бизонья трава тихонько колышется под ветрами со священных Четырех Направлений. Или вспышка солнечного света на серебряных пластинках в волосах, свисающих со скальповой пряди воина, когда он бросается вперед, чтобы сразить врага. Существовала постоянно меняющаяся палитра красок, которая отмечала собой приход военного общества на шествие; ярко раскрашенные люди и лошади, идущие по небесной тропе самого Солнца, когда они двигались с юго-востока на северо-запад по лунному кругу типи, составлявшему племенное селение шайенов. Когда они шествовали, в ярких лучах солнца, украшенные иглами дикобраза и бисером полосы на их одеждах блестели и сверкали, обновляясь богатством и жизнью. И был также струящийся поток красок, который отличал социальные танцы, когда во время празднования к юношам подходили молодые женщины. Все должны были наряжаться в свои лучшие одежды, женщины раскрашивали лица в ярко-красный и желтый цвета, а ярмо на их платьях было богато украшено иглами дикобраза и бисером, длинная бахрома на которых шуршала в такт движениям владелицы в танце; опустив глаза, она знала, что юноши смотрят на нее с восхищением. Таким образом, искусство шайенов и лакота, как и других равнинных племен, отражало жизненность естественного мира, в котором жили люди.

Однако, настоящим источником этой жизненности является мир, находящийся за пределами видимого мира. Этот Духовный Мир - обитель Творца и Священных Сил, тех святых, чья сила и присутствие наполняют всю Вселенную жизнью. Здесь, в самом центре Вселенной, как верят шайены, обитает Махэо (Отец Всего, Творец). Именно он создал Махэоно - Четыре Священных Существа, когда повсюду была только пустота. Затем он наделил каждое существо обителью в одном из Четырех Священных Направлений, т.е. сторон света во Вселенной. Оттуда, из своих жилищ, Махэоно смотрят на шайенов, благословляя и защищая их мир. Махэо создал также Землю - Великую Мать всех живых существ. Она, самая великодушная Мать из всех, дала шайенам их первого бизона и маис. Махэо создал Махэоно - Священные Силы, которые также помогают наполнить Вселенную жизнью. Однако, когда эти святые-духи являются мужчинам и женщинам, они принимают обличье животных, птиц, естественных сил и таинственных мужчин и женщин, а их тела окрашены в священный красный и желтый цвета. Вместе с Махэо - Священными Существами, Великой Матерью-Землей и Священными Силами, которые благословляют шайенов, на самом деле есть еще и изобильная жизнь, предложенная шайенам, народу Махэо.

Святые люди лакота учат, что была, есть и будет всегда Вакан Танка - Великая Тайна. Она - Верховное Божество, Творец, Великий Дух, Руководитель. В его сущности 16 различных существ, которые являются Вакан (Святыми или Таинственными), сохраняя свои отличия и занятия и одновременно единство в нем. Все эти существа-божества неразделимы и бессмертны. Половина из этих добрых божеств наделены физической сущностью, в то время как другая половина нематериальна. Первая половина из них - видимые, а другая - нет. Все остальные хорошие божества также являются видимыми и невидимыми по их желанию. Однако невидимые божества являются в видениях святым людям.

Таким образом, Вакан Танка вечен. У него нет начала и никогда не будет конца. Мужчины и женщины никогда не смогут полностью понять его природу, так как его сущность слишком священна, чтобы общаться с человеческой мыслью. Когда Вакан Танка хочет, чтобы член человеческой расы сделал что-нибудь, он передает это желание через видение, либо через святого человека. Однако, даже самый великий из святых людей не может полностью понять Вакан Танку, ибо он всегда Великая Тайна. Таким образом, существует другой, Духовный Мир, отраженный в искусстве шайенов и лакота. И именно сверхъестественная жизнь берет свое начало в сущностях Махэо и Вакан Танка, которые наполняют людей, их мир и их искусство сверхъестественной силой.

Выше всех среди Священных Сил в обоих племенах стоит Земля, Мать Всего, источник и защитник всего живущего. Святые люди шайенов обращаются к ней с уважением и любовью, называя ее Наша Бабушка. И сегодня ее продолжает любить и уважать весь народ шайенов. Однако теперь в молитве к ней обращаются как к Матери-Земле. В самом начале она по своему безграничному великодушию дала шайенам, которые были в то время бедным народом, и бизонов, и маис. Для лакота Земля - это Бабушка Всего Живого. От нее идут священные краски, которые использовались в искусстве шайенов и лакота еще до прихода белого человека. Существовало четыре священных цвета, так как четыре - священное число в обоих племенах. Эти цвета - красный, белый, желтый и черный. Позднее к ним добавили еще два: светло-голубой и зеленый. Обе краски заимствованы у Земли. Эти цвета применялись для раскрашивания игл дикобраза и одежды, накидок и парфлешей, которые использовались в более раннее время.

Красота старых священных красок, заимствованных от Бабушки-Земли, лучше всего видна в украшении одежды. В течении многих лет, предшествовавших интенсивному контакту с белыми, одежда мужчин, женщин и детей раскрашивалась этими естественными красками. Таким же было и убранство, использовавшееся в священных церемониях и носившееся мужчинами военных обществ. Такой же была и сбруя для боевых лошадей, которые тоже часто благословлялись и раскрашивались для битвы своими хозяевами.

Лучшие одежды, а иногда и конская сбруя, часто украшались вышивкой из игл дикобраза. Иглы окрашивались в старые священные цвета, полученные от Бабушки-Земли - красный, черный, желтый, или их оставляли естественного белого цвета в нижней части иглы. Иногда вышивку из игл дикобраза делали прямо на одежде, в особенности в случае украшения платьев. Однако, если это были мужские военные рубахи и ноговицы, вышивка из игл делалась на полосках кожи, которые прикреплялись к рукавам и поперек плеч рубахи, а также вдоль бедер на ноговицах.

Сумка для трубки. Шайены 1890 г.

В традиционном искусстве шайенов и в их священных церемониях четыре краски, полученные от Бабушки-Земли, используются как символы Четырех Направлений, где живут Четыре Священных Существа, созданных Махэо, чтобы охранять и защищать Вселенную и народ шайенов. В этом случае белый является цветом Священного Существа, чья обитель находится на юго-востоке, чье направление является самым святым и где Солнце восходит каждый день. Из этого направления приходит Весна, время, когда Бабушка-Земля каждый год пробуждается к новому плодородию. Красный символизирует Священное Существо, которое живет на юго-западе, в месте тепла и где обитает Гром. Богатый золотисто-желтый цвет символизирует Существо, чья обитель находится на северо-западе, в направлении, где заходит Солнце. Наконец, черный цвет обозначает Священное Существо, чьей обителью является северо-восток. Снег и жестокие холодные ветры возникают там, и оттуда приходят болезни и даже смерть.

Однако, в искусстве шайенов, как и лакота, эти четыре священных цвета также могут символизировать более глубокие, внутренние качества жизни. Такие духовные качества можно получить здесь, на Земле, потому как Махэо и Вакан Танка по своей щедрости наполнили мир собственной сверхъестественной жизнью и силой. Мужчины и женщины могут положиться на эту сверхъестественную силу, которая благословит и укрепит их, их родственников, их друзей и членов их племени, как один народ.

Для шайенов, народа Махэо, красный символизирует цвет крови и жизненной силы. Святые люди шайенов называют темно-красную краску, используемую в Танце Солнца и в других священных церемониях, Цветом Новой Жизни. Он символизирует новую жизнь, о которой святые люди молят Махэо и Священные Силы, так что и народ шайенов и их мир становятся благословенными и обновленными. Одежда или убранства с вышивкой из красных игл дикобраза или бисера, окаймленные красной тканью или покрашенные красной краской несут в себе сверхъестественное благословение тем, кто владеет ими или носит их. Более яркого оттенка красный цвет символизирует прошение шайенов о тепле и, что более важно, об изобилии животных, от которых их народ зависит в пище, одежде и многом другом. Наконец, красный цвет символизирует лето - то время года, когда мир наполнен изобилием жизни.

Желтый - это цвет, который больше всего ценится шайенами. Он символизирует зрелость, совершенство, богатую золотую красоту летнего заката Солнца. Однако, что самое главное, желтый - это цвет самого Солнца. Таким образом любой, чья одежда покрашена в желтый цвет, вышита желтыми иглами дикобраза или бисером, будет благословлен собственной животворящей силой Солнца. Для Солнца приятно видеть свой собственный цвет и образ, отраженный в искусстве людей.

Черный для шайенов в прежние времена был цветом победы. Он был символом убитых врагов и затушенных вражеских костров. Когда воин шайен убивал своего врага, после битвы он покрывал лицо черной краской. Часто военная одежда человека, как и скальп, привязанный к уздечке его боевой лошади, раскрашивались наполовину в красный, наполовину в черный цвет. Это символизировало обильную новую жизнь для воина и его народа, жизнь, которая принесет смерть многим врагам. Черный также может символизировать ночь. Это цвет Священных Существ, которые живут в темноте и подношение им даров, таких как черная ткань, может расположить к благословению и безопасности.

Наконец, в прежние времена, белый цвет для шайенов символизировал жизнь, свет, утро, приходящие с востока каждый день. Он также символизирует молитву о долгой и активной жизни, молитву, которая заполнит Священный Круг Жизни, приводя носителя к тому времени, когда его волосы будут такими же белыми, как зимний снег. По этой причине белый цвет часто является преобладающим цветом фона, использовавшегося в украшении бисером мокасинов святых людей шайенов, шаманов, чье знание священных вещей обеспечивает им долгую жизнь до почтенного и уважаемого возраста.

Как и шайены, лакота - народ Вакан Танки, использовали свои цвета для обозначения божеств и меньших духовных начал, чье благословение призывается для долгой и счастливой жизни. Таким образом, в старинном священном искусстве лакота красный является цветом Солнца, синий - цветом движущегося Духа Неба, зеленый - цветом Духа Земли, желтый - цветом Духа Скалы. Эти цвета, однако, могли быть использованы для обозначения других духов.

Красный может символизировать заход Солнца или Гром, хотя в прежние времена святые люди, шаманы лакота, такие как Одна Звезда, учили, что красный цвет может обозначать всех добрых духов, божеств. Желтый цвет символизирует Зарю, Облака и Бабушку-Землю. Синий цвет мог символизировать Небо, Облака и Ночь или День. Хотя некоторые святые люди говорили, что синий является символом Ветра. Зеленый обозначает лето с его зеленой травой, деревьями и кустарниками. Черный цвет символизировал ночь, а также был цветом злых духов. Вновь среди лакота, как и среди шайенов, красный был самым священным цветом. "Человек, который красит красным, располагает к себе духов",- говорил Одна Звезда.

У лакота также был свой военный символизм, выражавшийся посредством цвета в вышивании иглами дикобраза и бисером или в раскрашивании боевых рубах, ноговиц, мокасинов и сумок для трубки. Красный представлял кровь или раны. Черный (или темно-синий цвет, который часто использовался вместо черного) обозначал победу и убитых врагов. Белый обозначал снег зимы, как наиболее уважаемого времени года для выхода на тропу войны. Зеленый цвет символизировал траву или лето, когда лошади были жирные, и против врагов могли выступать многочисленные боевые отряды.

Так же как и шайены, лакота часто использовали черный и темно-синий цвета, заменявшие друг друга. Оба цвета символизировали победу и убитых врагов. В военной символике лакота, в которой было мало возможностей для вариаций, пурпурный и темно-зеленый цвета иногда обладали одинаковым значением. Желтый символизировал боевого коня человека, так как рыжие и серо-коричневые лошади особенно высоко ценились воинами лакота. Зеленый и синий цвета, как уже отмечалось ранее, были более поздними цветами, появившимися с приходом белых торговцев. Зеленый иногда заменялся на синий или желтый, хотя его обычно относили к лету. В редких случаях он использовался для обозначения назначенного, но еще не вступившего на должность вождя. Молния, когда она обозначается в священном искусстве лакота или в военной символике, иногда изображается в зеленом цвете, чтобы обозначить лето с его великой силой. Однако, иногда цветом молнии является синий, обозначающий смерть после ее удара.

В военном искусстве лакота эти цвета часто заимствуют свое главное значение от их положения. Красное пятно, нарисованное на рубахе человека, может отмечать ту часть его тела, куда он был ранен в битве и откуда вытекала его красная кровь. Однако, красный цвет на оружии, будь то головка боевой палицы или острие трубки-томагавка, символизировал то, что с помощью этого оружия была пролита кровь какого-то врага. Воин, который был ранен в левую ногу, мог раскрасить частично или полностью в красный цвет свой левый мокасин. Другой мокасин он должен окрасить в зеленый цвет, чтобы показать, что ранение произошло во время летнего военного похода.

Таким образом, в искусстве лакота каждый конкретный случай играет важную роль. Их необходимо интерпретировать либо в священном смысле, либо с точки зрения личной отваги воина, как сражающегося человека. Однако, даже в военном искусстве присутствовала сверхъестественная сила, так как большинство воинов постоянно искали особого благословения со стороны Священных Сил, чтобы они могли победить своих врагов. Поэтому оба племени сохраняют традицию Четырех Священных Цветов, происходивших из Земли, как первоначальных цветов в их искусстве.

Около 1830 года сине-зеленый цвет начинает появляться в раскрашивании и вышивании иглами дикобраза у шайенов. Зеленая и синяя были заменявшими друг друга естественными красками. Многие годы источник синей краски, которая становилась зеленой на окуренной дымом дубленной замше, оставался секретом шайенов. Однако, священная синяя глина, добывавшаяся из определенных ручьев, впадающих в Йеллоустон, являлась одной из красок, применявшихся в раскрашивании горшков, найденных в Йеллоустонском Национальном Парке. Шайены продавали эту синюю краску команчам и кайова, в особенности после великого мира, заключенного с этими двумя племенами в 1840 году. Однако, шайены хранили ее происхождение в тайне от своих новых союзников. Джон Стоящий В Лесу, Джон Огненный Волк и другие почтенные старейшины современных шайенов вспоминали, что голубая глина, использовавшаяся женщинами для раскраски парфлешей, исходит из области священной горы около современного Стерджиса в Южной Дакоте.

Седельная Накидка. Шайены 1840-е гг.

У шайенов в традиционной вышивке иглами дикобраза и бисером зеленый свет часто символизировал молодость и счастье. Он также символизировал жизнь, которая наполняет все то, что растет из Земли. Таким образом, использование зеленого цвета было молитвой о дальнейшем плодородии самой Бабушки-Земли. В конце концов, около 1872 - 1875 годов с введением анилиновых красителей белыми торговцами у шайенов появляется вышивка голубыми иглами дикобраза. Голубой цвет отражает спокойствие, мир и безмятежность безоблачного неба, над которым живет сам Махэо. Таким образом, этот цвет в священном контексте шайенов составляет молитву о жизни, наполненной этой безмятежностью.

О введении синего и зеленого цветов среди лакота мы знаем очень мало. Говорят, что когда прибыли первые торговые товары, женщины сиу окрашивали в синий цвет иглы дикобраза и потом кипятили синюю ткань вместе с иглами. Торговля также принесла оглала анилиновые красители. Лакота получили эти красители в одно и то же время, что и их соседи - северные шайены. Затем в обоих племенах яркие грубые краски белого человека вскоре вытеснили мягкие, сочные оттенки прежних священных красок, которые исходят от самой Матери-Земли.

Следует сказать, что некоторые узоры из игл дикобраза или бисера создавались и создаются определенными женщинами просто потому, что они им нравились. Такие узоры делались для того, чтобы удовлетворить собственную концепцию красоты женщины. Однако, в традициях шайенов и лакота искусство было и остается, в основном, священным делом. Первоначально среди женщин определенное общество обладало сверхъестественным происхождением и сверхъестественным разрешением заниматься вышиванием иглами дикобраза. У шайенов это также распространялось на украшения перьями и раскрашивание накидок и парфлешей. Не только эта работа считалась священной; но когда работа была хорошо сделана, она делала честь женщине, точно также как храбрость, успех в войне и захват лошадей были знаменитыми и уважительными для мужчин.

Общество Вышивателей у шайенов было очень древним. И, что более важно, его происхождение было священным, так как знание и использование игл в украшении накидок и одежды исходило от Человека, который женился на Женщине-Бизонихе. Предание о Женщине-Бизонихе является святым, и оно связано с приходом церемонии Танца Солнца от самих Людей-Бизонов.

У шайенов общество Вышивателей включало женщин только очень хорошего характера. У северных шайенов были подразделения или классы общества Вышивателей, которых нет у южных шайенов. Эти подразделения от низших до высших включали женщин, которые вышивали иглами дикобраза мокасины, детские люльки, "звезды" - украшенные иглами дикобраза круги на типи и бизоньих накидках. А в высшем классе находились женщины, которые украшали внутреннюю покрышку типи, бэкрест и некоторые сумки. Любая женщина могла созвать совет в своем классе. Однако всем, кто принадлежали к какому-либо другому классу, даже более высшему, чем ее подразделение, разрешалось присутствовать на совете, если они того пожелали.

В прежние времена шайены называли таких женщин Монинихео (Избранные). Обычно ими были женщины зрелого возраста, в основном святые или шаманки. В дополнение к благодетельности, они были хорошо осведомлены в символике святых узоров, которые делались геометрическими и впервые применялись в священной вышивке иглами дикобраза, а позднее - в священной вышивке бисером. Так как у шайенов Мееноистст (Вышиватели) иглами были женщинами святости и добродетельности, а также совершенными художниками, создаваемая ими вышивка была не только красива, а также приносила благословение тем, кто ею владел, одевал и даже пользовался ею. Например, когда молодая женщина искала особого благословения, такого как успех в войне для ее брата, мужа или исцеление больного ребенка или родственника, она должна была дать обещание, что если Махэо и Священные Силы дадут ей благословение, которое она искала, то она будет украшать бизонью накидку иглами дикобраза для какого-нибудь святого человека, знахаря или, возможно, уважаемого воина.

Это обещание и работа, связанная с его выполнением, должна была проводиться под надзором членов общества Вышивателей иглами дикобраза, которые ранее делали то же самое. Однако, изготовление и предложение в дар вышитой накидки, сделанной в соответствии со священными правилами этого общества, предоставляло молодой женщине пропуск в это общество женщин, которые обладали силой создавать подобную форму вышивки иглами. После этого она могла посещать их празднества и, раз она сама получила подробнейшие указания, то могла учить других женщин.

Когда накидка была украшена, обычно красными и желтыми иглами в форме больших лучей - символов самого Солнца, молодая женщина с почтением относила этот великолепный дар какому-нибудь святому человеку, например Хранителю Священных Стрел или Хранителю Священной Шапки Бизона - двух наиболее ценных принадлежностей шайенов. Старики говорят, что Махэо всегда отвечал на молитву молодой женщины, которая выполняла свое обещание. Таким образом, вышивание иглами было одной из самых священных форм шайенов. Южные шайены верили, что женщина, украсившая тридцать бизоньих накидок, будет благословенна удачей в течение всей жизни. Она достигнет пожилого возраста, благословенная Махэо и Священными Силами за ее добродетельность и мастерство, которое она доказала, создавая столько красоты для людей.

У северных шайенов женщина, которая украсила ткань целиком, уважалась как та, что сделала самую важную работу, которую только член общества Вышивателей мог выполнить. Такая задача включала и украшение поверхности "звездами" из игл, расположенных в каждом из Четырех Священных Направлений по окружности покрышки, в то время как пятая звезда размещалась ниже дымового отверстия, символизируя само Солнце; украшение дверного клапана, внутренней поверхности покрышки типи, сумки для хранения вещей, подушек для сидения и, наконец, украшение иглами накидки для владельца типи. Когда женщина заканчивала свою долгую работу, все начинали ее уважать. Она не только будет благословлена Махэо и Священными Силами посредством святой силы, исходящей от священных узоров, которые она составила, благословения будут направлены и на тех, кто живет в этом типи, даже на тех, кто посещал его.

Ранняя вышивка шайенов иногда принимала формы, отличные от форм вышивки иглами дикобраза. Окрашенные в черный цвет стержни перьев птиц были в ходу у южных шайенов до конца 1840-х годов. Различные травы и длинные, тонкие, черные корни растения, растущего вдоль ручьев, иногда использовались вместо игл дикобраза и стержней перьев птиц. После того, как южных шайенов поместили в резервацию далеко на юге страны, вдали от мест обитания дикобразов, их женщины использовали сплетенные крашенные початки кукурузы в украшениях, в особенности типи, как кисточки. Опять таки, все эти материалы, в которых когда-то была жизнь или которые были заимствованы от живых существ, содержали в себе саму Бабушку-Землю.

У лакота вышивание иглами было Вакан - Священное или Таинственное. Вначале молодым женщинам привиделась Двойная Женщина. До этого никто не думал, что иглы дикобраза могут иметь какую-либо практическую ценность. Однако, после этого сновидения молодая женщина попросила у своего народа отдельное типи. Предложив всем удалиться, она вошла в жилище. Там она выдернула иглы дикобраза и рассортировала их по длине. После этого она пошла в кустарник, чтобы поискать красителей, и выбрала красный, синий, желтый и черный. Она также попросила дать ей белую чайку, называющуюся у лакота женской птицей, и покрасила ее перья в синий цвет. Затем она попросила одну из женщин надеть бизонью шкуру так, что-бы та служила накидкой.

Некоторое время она работала одна в своем типи. Никто не видел ее, за исключением обеденного времени или когда она выходила по нужде. Наконец, она попросила свою подружку присоединиться к ней. Дав ей наставления, она взяла бизонью шкуру и украсила ее иглами дикобраза. После этого женщина устроила пиршество, на которое пригласила многих женщин. Для них она пела песни и объясняла, что это знание вышивки пришло к ней от Двойной Женщины. Все присутствовавшие женщины принадлежали к обществам сновидений. Поэтому здесь, в типи, они устроили состязания в демонстрации своей силы. Женщина, научившаяся вышиванию иглами и ее подруга особо присматривались к тем женщинам, которые увидели во сне Двойную Женщину. Ее отражение овладело ими и, почувствовав головокружение, они упали на землю. Изо рта у этих женщин изверглась кровь и черная земля. То был верный знак, что они должны присоединиться к вышивальщицам иглами. С тех пор вышивание иглами стало пользоваться огромным уважением у лакота - это был сам Вакан, сама Святость. Таким образом, среди лакота, как и среди шайенов, вышивальщицы иглами дикобраза пользовались уважением, как представители высшего женского искусства. Женщины лакота использовали по крайней мере девять различных способов вышивания иглами, каждый из которых имел свое название, а многие применялись лишь в особых случаях. Женщина, умевшая вышивать иглами, украшала черенок трубки, используя плетенную вышивку, или оборачивала ими бахрому из сыромятной кожи на сумке для трубки, Очень тонкие линии, использовавшиеся в узких узорах, называвшиеся вышивкой одной иглой, требовали только одну нитку-сухожилие, вокруг которой и оборачивали иглу дикобраза. Иногда вместо игл дикобраза для этой цели использовались окрашенные стержни перьев птиц. Вышивальщицы лакота и шайенов украшали мужские боевые рубахи и ноговицы полосками с вышивкой из игл, привязанных длинными гибкими кожаными ремешками. Они украшали рукояти наиболее ценных боевых палиц окрашенными иглами и покрывали кожаные сумки узкими рядами окрашенных в красный цвет игл. Расшивание покрышек переносных люлек, вероятно считалась самой высокой работой, выполняемой вышивальщицами лакота, за исключением накидок, которые носили лишь в особых случаях мужчины, женщины и дети.

У лакота, как и у шайенов, женщине воздавалась хвала за каждую накидку, которую она вышивала иглами. Эти почести исходили из уважения того, что первая женщина, научившаяся вышивке иглами, вначале украсила накидку, а затем уже и другие предметы. Изящные накидки в особых случаях разрисовывались геометрическими орнаментами или вышивкой из игл дикобраза. Иногда использовались оба способа. Первоначально, согласно преданию лакота, все узоры, использовавшиеся для украшения накидок, были сверхъестественного происхождения и обладали священным смыслом. Женские орнаменты были геометричными, в противоположность реалистическому раскрашиванию, которым занимались художники-мужчины. "Узор для окантовки коробок" был тем женским орнаментом, который чаще всего изображали. Вспоминают, что рисованные линии на верхней половине накидок обозначают линию жизни женщины. Таким образом, этот орнамент был молитвой о долгой жизни и процветании владелицы накидки, в особенности о том, чтобы она могла рожать детей. Однако, значение всех священных орнаментов накидки уже забыто. Существовали другие орнаменты, сверхъестественные по своему происхождению, которые женщины изображали на накидках. Первый - это бизоний узор; второй - узор в форме двух направленных друг к другу букв Е, каждая из которых имела четыре отделяющих линии.

Пожилые люди носили на своих накидках изображение "щита" или узор черного головного убора. Точно так же, мужчины, женщины и дети могли иметь накидки со священным узором паутины. Это был чрезвычайно священный узор, так как Человек-Паук, Гром, Четыре Ветра, Земля и Небо часто обозначались этим символом. Однако, Гром был величайшим источником этой силы. Он и Человек-Паук очень уважали друг друга, так что человек, владевший накидкой с узором паутины, был покрыт воистину великим благословением. Прочные желтые накидки носили те таинственные люди лакота, которые очень сильно боялись Грома, но которые одновременно обладали силой отвести гнев Грома от себя и от людей.

Накидки, украшенные красными иглами, вышитые сериями горизонтальных полос, носили главным образом женщины и девушки лакота. Этот священный узор использовался на люльках и мокасинах. Накидка половой зрелости девушки была покрыта этими полосами из красных игл, так как красная линия есть символ того периода в жизни женщины, когда она может рожать детей. В прежние времена лакота говорили, что эти узкие красные полосы означают "тропу, по которой идет женщина", и с того момента, когда тропа украшалась священным красным цветом, она наполнялась благословением Вакан Танки.

Часто накидки незамужних женщин украшались рядом розеток или подвесок, составленных из коротких полос игл, иногда загнутых в петлю со свисающими на концах роговыми выростами копыт. Молодые неженатые мужчины часто носили накидки с широкой полосой из игл, с четырьмя, иногда с пятью большими розетками из игл, которые в некоторых случаях обозначают само Солнце, где первая розетка вышивалась в верхнем левом углу накидки. Если такой накидкой владел выдающийся человек, он иногда рисовал на ней сцены своих побед в битвах, помещая фигуры людей и лошадей по обеим сторонам от центральной полоски из игл. Наиболее элегантные накидки, которые носились в особо важных случаях, украшались и вышивкой из игл и нарисованными геометрическими узорами. Обладать такими накидками было равносильно обладанию славой. И вместе с внешней красотой они несли внутренние благословения Вакан Танки и меньших Вакан, для которых в первую очередь делались эти священные узоры.

Однако в то время, когда создавалась эта богатая красота в вышивке иглами и раскрашивании, все увеличивающаяся тень белого человека падала на земли шайенов и лакота. Первый белый человек, пришедший к ним, был встречен как друг. Шайены заранее знали о его приходе, предсказанном Пророком. "Вы должны встретить этого человека. Вы должны позвать его",- предсказал он. С этого момента шайены ждали прихода незнакомца, которого будут называть именем Иктоми, самого Паука. И у шайенов, и у лакота, Паук считался наделенным великой сверхъестественной мудростью и силой. Однако, как считают шайены, у него есть еще одна, отнюдь не священная черта характера. Так, Паук иногда является обманщиком, смутьяном, который фигурирует в рассказах для увеселения детей в долгие холодные зимние вечера. Вначале, когда шайены увидели чудесные вещи, которые принесли белые торговцы (ружья, которые могли убивать на расстоянии, яркие одеяла, которые не надо было дубить, яркий бисер, сочные краски, табак, ножи, железные котлы, которые облегчали жизнь, и другие вещи, которые казались изумительными), они подумали, что имя мудрого Паука подходит для таких удивительных людей, как эти белые. Однако, по прошествии лет, когда все больше и больше солдат и поселенцев нахлынули в их земли, у этого названия появилось еще одно значение - Паука-Обманщика. Так слово "паук" стало означать также "обман, вероломство, запутанность и ловушку". К тому времени стало ясно, что ум белого человека был на самом деле обманчивым, его мысли часто были направлены на обман шайеннов, кражу их земель и бизонов и уничтожению их священного образа жизни.

Категория: Индейцы Америки и "Дикий Запад". | Добавил: UKKARON
Просмотров: 1928 | Загрузок: | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2024