Антропологические игры, это такие игры, в которые мы играем даже тогда, когда не знаем, что играем в игры...        Flavius Claudius Iulianus (из не написанного)

Меню сайта

Категории раздела
Сундук Блэкборда. [33]
Бумаги, картинки, кино.

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1293

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Авторские статьи. » Сундук Блэкборда.

Психокоррекция и элемент «make». Часть 2.
11.02.2011, 17:28
Задержка психического развития, по классификации В.В.Лебединского (1985) является одной из форм дизонтогенеза (Дизонтогенез (диз + греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение) - нарушение психического развития), наряду с другими вариантами такими как,  недоразвитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические.
Основной биологической причиной, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными и возникать в пренатальном (особенно при токсикозах в первой половине беременности), перинатальном (родовые травмы, асфиксия плода), а также постнатальном периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.  Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
Круг социально-психологических факторов, прямо или косвенно влияющих на задержку психического развития ребенка, широк. К ним относятся следующие: ранняя депривация, неприятие ребенка, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятная экология, а также различные варианты неправильного воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей. Неблагоприятные  социальные факторы усугубляют отставание  в  развитии,  но  не  представляют  единственную  или главную причину ЗПР.
Как уже было отмечено, под термином «задержка развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
М.С.Певзнер и Т.А.Власова (1984) выделили 2 основные формы ЗПР:
- обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);
- возникающая на ранних этапах жизни ребенка, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.
      В  целом  же,  ЗПР   проявляется   в   нескольких   основных   клинико-психологических  формах:  конституционального  происхождения,  соматогенного происхождения,  психогенного   происхождения   и   церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности,  динамика,  прогноз  в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.
К ЗПР конституционального происхождения относят: истинный инфантилизм; гармонический или психофизический инфантилизм; психический инфантилизм. При данной форме отмечается такая структура личности, при которой  эмоционально-волевая сфера находится как  бы  на  ранней  ступени  развития.  Преобладает эмоциональная мотивация поведения,  повышенный  фон  настроения,  незрелость личности в целом,  легкая  внушаемость,  непроизвольность  всех  психических функций. При переходе к школьному возрасту  сохраняется  большая  значимость для детей игровых интересов. Чем необходимо воспользоваться  в процессе психокоррекции. Черты  эмоционально-волевой  незрелости  часто сочетаются  с   инфантильным   типом   телосложения.   Ребенок   по   своему психическому  и  физическому  облику  соответствует  более   раннему   этапу возрастного  развития.  Как  правило,  причиной  такого  состояния  являются факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы ЗПР  может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям  с  этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь,  поскольку  со  временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с  6-летнего  возраста  для них нерационально.
При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются.
ЗПР  соматогенного  происхождения  с  явлениями  стойкой  соматической астении и соматической инфантилизацией возникает  вследствие длительной  соматической  недостаточности  различного  генеза  (хронические инфекции,  аллергические  состояния,  врожденные  и  приобретенные   пороки внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей  большая роль  принадлежит  стойкой  астении,  снижающей  не  только  общий,  но   и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие  к появлению различных невротических  наслоений  (неуверенность,  боязливость, капризность, ощущение  физической  неполноценности).  Усугубляет  состояние ребенка режим ограничений и запретов, в  котором  он  постоянно  находится.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания:
1) асоциальная семья,
2) воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки. Неблагоприятные социальные  условия,  долго  воздействующие  и  оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений в  его  нервно-психической  сфере.  Эту  форму  ЗПР  надо  уметь отличать от  педагогической  запущенности,  проявляющейся,  прежде  всего  в ограниченных   знаниях   и   умениях    ребенка    вследствие    недостатка интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР  наблюдается  при  аномальном развитии  личности  по  типу  психической   неустойчивости,   обусловленном явлениями гипоопеки и  гиперопеки.  У  ребенка  в  условиях  безнадзорности (гипоопеки)  не  формируется  произвольное  поведение,   не   стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы.
Патологическая   незрелость   эмоционально-волевой   сферы   сочетается   с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка  в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет  к  возникновению  у него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или  недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны  к  волевому  усилию,  у  них  отсутствует  произвольная  форма поведения. Все эти качества, в конечном счете,  ведут  к  тому,  что  ребенок оказывается неприспособленным  к  жизни. 
 Патологическое развитие личности по невротическому типу наблюдается у детей, воспитывающихся  в  условиях,  где  царят  грубость,  деспотичность, жестокость, агрессивность. Данная форма  ЗПР  часто  встречается  у  детей, лишенных  семьи.  У  них   отмечается   эмоциональная   незрелость,   малая активность. Психическая неустойчивость сочетается с задержкой  формирования познавательной деятельности. 
 ЗПР   церебрально-органического    генеза    (минимальная    мозговая дисфункция – этот термин был предложен Э.Депффом в 1959 г. для обозначения симптомов, возникающих в результате поражения мозга.)  занимает  основное  место  в   полиморфной   группе   задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются  стойкостью и выраженностью нарушений в  эмоционально-волевой  сфере  и  познавательной деятельности. Функциональные  расстройства  ЦНС  накладывают  отпечаток  на психологическую структуру этой формы ЗПР.
 Клинико-психологическую  структуру  этой  формы   ЗПР   характеризует
сочетание  черт  незрелости  и   различной   степени   повреждения  ряда психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной сфере  проявляются при органическом инфантилизме, а в  интеллектуальной  —  в  недостаточной сформированности отдельных корковых  функций  и  в  недоразвитии  регуляции высших форм произвольной деятельности.
В зависимости от типа  соотношения  черт  органической  незрелости  и
 повреждения  ЦНС  выделяют  два   клинико-психологических   варианта   ЗПР церебрально-органического  генеза. 
При   первом   варианте   —   у   детей обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по  типу  органического инфантилизма (негрубые церебростенические и  неврозоподобные  расстройства, признаки минимальной мозговой дисфункции,  незрелость  мозговых  структур).
 Нарушения   высших   корковых   функций   имеют   динамический    характер, обусловленный   их   недостаточной    сформированностью    и    повышенной истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звене контроля.
 При втором варианте — доминируют симптомы поврежденности:  выраженные церебростенические,    неврозоподобные,     психопатоподобные     синдромы. Неврологические данные  отражают  выраженность  органических  расстройств  и значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются  также  тяжелые  нейродинамические расстройства и дефицитарность корковых функций, в  том  числе  их  локальные  нарушения.  Дисфункция регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля, и программирования.
ЗПР могут  возникать  и  вследствие  иных  причин.  В  зависимости  от особенностей   проявления   задержки    психического    развития    строится
коррекционная работа, речь о которой пойдет дальше.
Л.С.Выготский (1984), называя подростковый возраст одной из самых сложных критических эпох в онтогенезе человека, характеризовал его как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено. В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости различных физиологических систем, в первую очередь нервной.
Период полового созревания характеризуются повышением уровня гормонов, а это в свою очередь приводит к возбуждению или, наоборот, торможению нервных процессов. Как следствие, у подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведения. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, в частности при ЗПР,  возможны более серьезные нарушения и отклонения.
В случае с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и  истощаемостью  ребенка,  она может серьезно  тормозить  их  обучение  и  развитие.  Так,   быстро   наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, что  проявляется  в трудностях усвоения необходимой для развития информации.
Подростки с ЗПР  могут  допускать  срывы  в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим  тренировочного занятия,  могут  вскочить, пробежаться по гимнастическому залу,  задавать  вопросы,  не  относящиеся  к  данному  уроку. Быстро утомляясь, одни дети  становятся  вялыми,  пассивными,  не  работают; другие — повышенно  возбудимы,  расторможены,  двигательно  беспокойны, очень  обидчивы  и  вспыльчивы.  Для  вывода  их  из  сложных состояний
требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога.
Для детей и подростков с ЗПР характерна, главным образом, недостаточная зрелость аффективно – волевой сферы. С одной стороны – они повышенно – внушаемы и импульсивны, а с другой – обнаруживают незрелость высших форм волевой деятельности, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработонность собственный запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям. Все эти критерии характеризуют низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию, а вследствие этого у детей с ЗПР не возникает тревожности. Спровоцировать эту тревожность у ребенка, и есть первая методологическая задача педагога.
Подводя итог можно сделать следующие выводы. Подростки с ЗПР характеризуются нарушениями поведения по типу психической неустойчивости и расторможенности влечений. Эта эмоциональная поверхность легко приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Наблюдается беспечность в отношениях, вследствие отрицательных поступков, недооценка драматичности, сложности ситуации. Подростки могут легко давать обещания и легко забывать о них. У них отсутствуют переживания при неудачах в учебе. А слабость учебных интересов выливается в дворовые игры, потребность в движении и физической разрядке. Из этой данности, корректор имеет шанс создать некую спекуляцию, предназначенную заманить пациента в поле своего авторитета. При этом необходимо продемонстрировать функциональные возможности, значительно превосходящие возможности выбранного субъекта или группы.
Однако есть проблема: таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности. Учитывая этот фактор, результат зависит исключительно от опыта педагога и его способности к иллюзионизму.
Однако, в дальнейшем, решающую роль начинает играть сам процесс совместной физической деятельности, подтверждая мнение о благоприятной роли активных психофизических состояний в профилактике декомпенсации поведения. В условиях сбалансированного обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования, как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.
Вот небольшое эссе, которое мне хотелось бы отразить в ходе прослушивания курса «Психоанализ и психотерапия в истории культуры. (В рамках модуля: «История и методология историко-культурных исследований»), читаемого Александром Иосифовичем Сосландом.


Использованная информация:
А.И. Сосланд. Курс «Психоанализ и психотерапия в истории культуры. (В рамках модуля: «История и методология историко-культурных исследований»).РГГУ, 2008.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С.Лебединской. - М., 1982.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.
Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
Психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.
Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994г.
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). -М.: Медицина, 1965. -337с.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.
 Крэйг Г. Психология развития. – СПб.: Изд-во " Питер”. 2000.-992с.: ил.- /Серия "Мастера психологии”/.


НАЧАЛО

Категория: Сундук Блэкборда. | Добавил: Flavius
Просмотров: 2945 | Загрузок: | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2024